Философия — это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
«Философия есть эпоха, схваченная в мысли» (Гегель, «Лекции по истории философии»). «Философия есть познание необходимости, разумного в действительности» (Гегель, «Философия права», предисловие).
«Философия не может быть воплощена в действительность без упразднения пролетариата, пролетариат не может упразднить себя, не воплотив философию в действительность.» (К. Маркс «К критике гегелевской философии права, Введение»).
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»).
Ленин:
«Философия есть борьба материализма с идеализмом» («Философские тетради»).
«Марксизм есть материализм, который до конца одержал верх над идеализмом в философии» («Три источника и три составных части марксизма»).
Ключевые аспекты:
- У Гегеля — философия как системное мышление, раскрывающее абсолютную идею.
- У Маркса — критика спекулятивной философии, связь с революционной практикой.
- У Ленина — философия как оружие классовой борьбы.
Философия в условиях современного производства
- Философское понятие «Отчуждение«. Его логически вывел Маркс.
Отчуждение — это объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Например — на заводах рабочие выполняют монотонные операции фактически до 12-ти часов в день, каждый день, часто на плохом оборудовании, в плохих, вредных условиях, да ещё бОльшую часть времени «на дядю», не «на себя», при этом платят мало, штрафуют. Человек как шестерёнка в механизме. Работа принудительная, не творческая, человек лишается продукта своего труда — не владеет тем, что производит и чем производит. Наступает трудовая апатия — человеку всё равно, что он производит и как. Чтобы снять стресс, пьют и принимают наркотики. Всё это ведёт к снижению качества жизни, качества продукции, производительности, при этом рабочему всё равно — зарплату ведь ему всё равно не поднимут, а если и немного поднимут, цены всё «съедят». В результате многие не доживают до пенсии, тем более что подняли пенсионный возраст.
При этом, сейчас в КНДР и в Китае на крупных и стратегических предприятиях станки и продукция, которую на них выпускают, находятся в общественной собственности, т.е. всё предприятие, включая станки, принадлежит каждому1. Поэтому сознательные рабочие работают охотно, внимательно и даже вносят различные улучшения в производство. Так же было и в СССР.
- Диалектические переходы.
Приостановка работы на заводе показывает диалектический переход от экономических требований к политическим — рабочие требуют повышения реальных зарплат, улучшения условий труда, при этом поначалу не затрагивая основ капиталистической системы. Это тезис. Однако, особенно когда происходит столкновение с сопротивлением администрации, проводящей волю хозяев завода и государства, всё больше рабочих рабочих понимает и осознаёт, что экономика и политика системно связаны. Это антитезис. В итоге рабочие требуют изменения производственных отношений, создания рабочих организаций и органов рабочей власти. Это синтез.
- Материалистическое и идеалистическое понимание действительности
Прибыли владельцев предприятий, премии владельцев и руководства растут, а реальные зарплаты, хотя может и растут номинально, но купить на них можно с каждым всё меньше товаров, всё более низкого качества. При этом, прибыль создают все рабочие, своим трудом. Поэтому сознательные рабочие хотят свою справедливую долю от прибыли, которую создают.
Капиталистические управленцы часто действуют на основе идеалистических иллюзий, игнорируя материальные условия производства.
Например, они считают, что раз рабочие недостаточно лояльны, давайте, дескать, проведём тренинги по тимбилдингу, будем уговаривать, стараться мотивировать, внедрять разные «программы вовлечённости», выписывать благодарности и прочие бумажки. Т.е. они верят в то, что психологические методы заменят справедливую оплату труда. Понятно, что рабочим их бумажки побоку, а нужно повышение реального содержания зарплаты, чтобы на неё можно было купить больше качественных вещей и убрать переработки, рабочим не помешало бы сократить рабочий день, чтобы можно было проводить время с семьёй, больше отдыхать, учиться новому.
Или, например, из веры управленцев, что, мол, «рынок сам всё отрегулирует» и стремления к прибыли любой ценой вытекают отказы от регулирования безопасности труда, экономия на починке оборудования, в результате в материальном мире мы видим, что рабочие болеют, становятся калеками, погибают, не доживают до пенсии.
Идеалисты говорят, устами администрации: «Скажите спасибо, что мы вам работу дали!»
Материалисты-рабочие говорят: «Требуем долю от прибыли, её делаем мы!»
Идеалисты вешают плакаты, проводят совещания, уговаривают.
Материалисты-рабочие говорят: «Требуем СИЗы и сокращения норм!»
Вот так истинно научная, практическая философия служит орудием борьбы!
Чтобы реализовать свои объективные интересы, нужно их осознать и уметь сформулировать, начать борьбу. Крупные капиталисты активно борются против интересов рабочих и всех трудящихся, пора и нам начать. Как это сделать — обучают в Красном Университете и в Рабочей партии России.
Товарищи рабочие и все трудящиеся!
Поступайте на учёбу в Красный Университет ФРА! Можно учиться онлайн.
Вступайте в Рабочую партию России! Программа партии есть в интернете.
1 См. статью шестую Конституции Китая: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution/constitution_ch1)
Никита Александрович, РПР, Самара