Что такое «момент» и почему части лишь у трупа?
Написано в процессе ответа на вопросы в книге «Красный университет. Конспект лекций».
Скачать книгу:
https://disk.yandex.ru/d/X7BGh1NfQzDagA
Что такое «момент»?
Момент — это то, что неотделимо от целого; момент целого это то же самое целое, только взятое с какой-либо стороны. Если речь идёт о противоположных моментах, то момент — это то, что есть, исчезающее в своём противоположном.
Гегель: «Нечто снято лишь постольку, поскольку оно вступило в единство со своей противоположностью; взятое в этом более точном определении, как некоторое рефлектированное, оно может быть подходяще названо моментом.» («Наука логики», Соч., Т. 1., Примечание [Выражение: «снятие»]).
Маркс: «Моменты товарного метаморфоза представляют собой в то же время сделки товаровладельца — продажу, обмен товара на деньги; куплю, обмен денег на товар, и единство этих двух актов: продажу ради купли.« («Капитал», Глава 3)
Ленин: «Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, … нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т. е. без всяких колебаний, без всякой эклектики» («Философские тетради», том 29 ПСС, стр. 207).
Сталин: «В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.« («О диалектическом и историческом материализме»).
Здесь «момент» подразумевается в диалектическом ключе — как критическая точка перехода (качественный скачок), когда накопленные количественные изменения приводят к резкому изменению состояния системы.
Примеры из условий труда на российских предприятиях
-
В периоды наращивания производства — 12-часовые смены с редкими выходными.
-
Температурный режим в цехах, где летом температура достигает +45°C и выше.
-
Ввод фактических штрафов за малейшие нарушения.
Конкретные моменты классовой борьбы
-
Переход от индивидуальных жалоб к созданию организации рабочих после неправомерных действий работодателя.
-
Приостановка работы как момент перехода от требований повышения зарплат к протестам против мобилизации.
-
Уменьшение времени работы явочным порядком из-за увеличения норм выработки на 30% без доплат.
Владелец хочет максимальной прибыли при минимальных затратах. Это значит, что рабочий должен работать больше — и по времени, и по усилиям, а платить рабочему нужно меньше, не тратиться на условия труда, даже закупку и обновление оборудования. Но! Самим рабочим требуется больше свободного времени и денег для отдыха и развития себя и семей, требуется улучшение условий труда. Налицо противоположные моменты. В результате возникают трудовые конфликты, которые через борьбу разрешают в пользу владельцев, либо рабочих. Рабочие останавливают работу, работают строго по правилам («итальянят») — это момент качественного скачка.
Почему говорят «части лишь у трупа»?
Предметом нашего рассмотрения, по факту, каждый раз является движущаяся материя, её надо рассматривать как целое, а когда мы рассматриваем части, мы уже этого не делаем, мы как бы считаем, что она состоит из неподвижных частей, которые лишь в соединении дают движение.
Гегелевский принцип «части — лишь у трупа» выражает мысль, что целостность живого теряется, когда мы его расчленяем на части. В живом организме части не существуют обособленно — они включены в жизненный процесс целого. Только в мёртвом теле части становятся отдельными. Ленин, Гегель и Маркс применяют эту идею диалектически, подчеркивая ущербность анализа без понимания целого процесса.
«Целое и части есть то чуждое мысли отношение, на которое представление набредает прежде всего; или, взятое объективно, это отношение есть мертвый, механический агрегат, который хотя и обладает определениями формы, благодаря чему многообразие его самостоятельной материи соотносится в некотором единстве, но обладает ими таким образом, что это единство остается внешним для многообразия» (Гегель, «Наука логики», Том 1. «Объективная логика»).
На конвейере рабочий выполняет одну операцию (часть), но его труд имеет смысл только в целостном процессе создания автомобиля. Если рассматривать его работу изолированно — это «труп» труда, лишённый социального содержания.
Маркс применяет этот принцип к анализу капитализма:
«Общественный характер производства противостоит частному характеру присвоения — это не механический конфликт, а живое противоречие» («Капитал», Т. 1, С. 763).
Цитата из конспекта Гегеля, где Ленин отмечает диалектику живого и мёртвого анализа:
«…мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление…»
— ПСС, т. 29 («Философские тетради»), с. 232—233
Почему «части — лишь у трупа»? У трупа сердце, лёгкие и мозг существуют как отдельные органы (части). В живом организме они — моменты единого процесса жизни. Так и в диалектике: капитализм пытается представить труд, зарплату и прибыль как изолированные «части». Но в реальности это взаимопревращающиеся моменты эксплуатации: рабочий день 12 часов → прибавочная стоимость → роскошь владельцев.
Диалектика изучает живые противоречия, а не мёртвые схемы, которых в действительной жизни нет. Поэтому именно диалектика помогает наиболее точно описывать реальность, с тем, чтобы изменить эту реальность!
Товарищи рабочие и все трудящиеся!
Поступайте на учёбу в Красный Университет ФРА! Можно учиться онлайн.
https://fra-mos.ru/krasnyj-universitet/
Вступайте в Рабочую партию России!
Мы выступаем за сокращение рабочего дня до 6 часов в день при повышении реального содержания зарплаты!
Программа партии:
https://www.r-p-w.ru/o-partii/
Никита Александрович
Рабочая партия России, Самара