А. В. Золотов, доктор экономических наук, профессор ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), 2008 г.
Российское производство, восстанавливающееся после разрушительного кризиса 90-х гг., нуждается в расширенном воспроизводстве своих производительных сил. Требуется существенный прогресс и в обновлении основных производственных фондов, и в воспроизводстве совокупного работника, особенно квалифицированных рабочих кадров. И если проблемы с основными фондами могут быть решены за счёт импорта оборудования, то рассчитывать на массовую иммиграцию высококвалифицированных рабочих не приходится — их избытка нет ни в одной стране. Вот почему положение дел в данном сегменте российского рынка труда приобретает ключевое значение для российской экономики.
Ключевые слова: производство, кризис, квалифицированные рабочие кадры, рынка труда.
В отечественной промышленности не впервые возникает проблема нехватки квалифицированных рабочих. В 30-е гг. она проявлялась в условиях бурного роста численности рабочего класса за счёт выходцев из деревни. Задача преодоления отмеченного дефицита сводилась к организации массового производственного обучения, что и было сделано государством в предвоенный период.
В послевоенные годы приток в рабочий класс сельской молодёжи постепенно уменьшался, возрастала доля горожан в составе молодого поколения рабочего класса. Воспроизводство рабочего класса обеспечивалось целым рядом государственных мер.
В условиях, когда в стране нормой стало считаться получение среднего образования, профессионально-технические училища также стали давать среднее образование. Многие молодые рабочие обучались в техникумах.
Неблагоприятные условия труда в значительной мере компенсировались молодому поколению рабочего класса со стороны государства более высокой заработной платой, чем для выпускников вузов. При добросовестном отношении к труду и стремлении к профессиональному мастерству у рабочих была перспектива существенного повышения заработка: достижение высокой квалификации гарантировало рабочим принадлежность к наиболее высокооплачиваемой части работников народного хозяйства, нередко «асы»- рабочие зарабатывали больше директоров предприятий. Так, проводя соответствующее регулирование, государство создавало условия для постоянного пополнения кадров высококвалифицированных рабочих.
«Дефицит» рабочей силы конца 70-х — начала 80-х гг. отражал тот факт, что материально-вещественные факторы общественного производства увеличивались быстрее, чем позволяли имевшиеся ресурсы труда. Поскольку строительство новых предприятий осуществлялось по решению государственных органов, то налицо была «запланированная» диспропорциональность, отражавшая падение эффективности централизованного управления в условиях погони за стоимостным валом. При этом численность высококвалифицированных рабочих не уменьшалась, а возрастала.
Нехватка квалифицированных рабочих в последние годы имеет свою специфику. Резкое сокращение в 90-е гг. численности рабочего класса, в том числе и его высококвалифицированной части, было вызвано падением промышленного производства на 50%. В итоге количество рабочих, составлявшее в России в середине 80-х гг. 46 млн., сократилось к 2000 г. до 29 млн.
Последующий экономический рост не привёл к необходимому увеличению численности промышленного рабочего класса, что объясняется целым рядом причин.
Рабочие, сменившие в кризисные годы профиль деятельности, отнюдь не всегда могут и стремятся вернуться на свои предприятия, к тому же уровень их квалификации, естественно, снизился.
Несмотря на растущую потребность в рабочих кадрах, молодёжь не спешит к станкам. Это не удивительно, если учесть, например, что зарплата начинающего рабочего на нижегородских предприятиях составляет около 4-х тысяч рублей. Даже возможный — в перспективе — рост зарплаты не отменяет того факта, что труд рабочего будет куда тяжелее офисной работы, а общественное признание — несравненно ниже. В стране сложилась ситуация, когда путь к престижной работе и высоким доходам лежит через получение высшего образования.
В результате происходит старение рабочего класса. На нижегородских предприятиях молодыми считаются 40-летние рабочие, и даже они составляют незначительную долю в общей численности рабочих, а на одном из заводов оборонного профиля среди основных производственных рабочих не осталось ни одного моложе 50 лет.
Расчёт на зарубежных рабочих в определенной степени оправдан при заполнении вакансий, не требующих высокой квалификации. Однако для роста квалификации приезжих рабочих потребуются десятилетия стабильной работы в производственных коллективах, включенность в российскую систему профессионального образования. Такие рабочие, по сути, уже не должны быть иностранными.
Может показаться, что проблема нехватки рабочих сиюминутна: в экономически развитых капиталистических странах сокращаются численность и доля рабочего класса, так что происходящее в нашей промышленности как будто соответствует подобной тенденции. Однако для того, чтобы при сократившейся доле рабочих в общем количестве занятых обеспечивать растущие потребности экономики в промышленной продукции, нужен быстрый рост производительности труда. В действительности же нынешний уровень производительности близок к уровню 1991 г
Таким образом, проблема воспроизводства высококвалифицированных рабочих кадров отражает проблему воспроизводства российского рабочего класса в целом. Она обостряется буквально с каждым днём, так что через 5 — 10 лет использовать оборудование промышленных предприятий, особенно наукоёмких, будет практически некому.
Предпринимаются попытки уклониться от решения этой проблемы. Так, существует тенденция к интенсификации труда занятых работников, широко применяются сверхурочные работы, работа в выходные и праздничные дни. Следует отметить, что многие рабочие сами втягиваются в эту практику, стремясь подзаработать за счёт подрыва своего здоровья и разрушения семейной жизни. Таким способом на нижегородских предприятиях квалифицированные рабочие могут зарабатывать до 30 тыс. руб. в месяц. Однако подобное увеличение заработка, поскольку оно сопровождается опережающим повышением трудовых затрат, означает в действительности понижение уровня реального содержания заработной платы. В итоге решение проблемы воспроизводства рабочего класса оттягивается, но лишь ценой ее обострения в ближайшей перспективе.
Некоторые предприниматели понемногу повышают рабочим заработную плату, надеясь, что на предприятия придёт молодёжь. После подобного повышения уровень заработной платы большинства рабочих остаётся слишком низким, чтобы привлечь выпускников школ на заводы. «Умеренный» рост зарплаты рабочих в лучшем случае удерживает на заводах работающих пенсионеров.
Осуществляемые государством попытки восстановить сеть профессионально-технических училищ, безусловно, оправданны, но сами по себе не решат проблемы воспроизводства рабочих кадров: абсолютное большинство школьников связывают жизненные перспективы с получением высшего образования, хотя бы и платного, и в училища не пойдут. Показательно, что количество обучающихся в ПТУ снизилось в Нижегородской области с 15 427 человек в 2000 г. до 13 729 в 2006 г., а выпускники училищ далеко не всегда вливаются в производственные коллективы.
Всё это свидетельствует, что предпринимаемого явно недостаточно для того, чтобы увеличилась численность российского рабочего класса и его высококвалифицированной части за счёт увеличения молодого поколения рабочих. Требуются масштабные меры общегосударственного характера.
Прежде всего необходимо довести уровень реального содержания заработной платы рабочих до стоимости их рабочей силы (у квалифицированных рабочих крупных городов эта стоимость составляет сегодня 40 — 45 тыс. руб. в месяц). Установив такое соответствие, его надо поддерживать и впредь, увеличивая номинальную зарплату с учётом инфляции и повышения потребностей рабочего класса.
Для повышения зарплаты рабочих до стоимости рабочей силы потребуются, по нашим расчётам, 200 млрд. руб. в месяц или 2 трлн. 400 млрд. руб. в год, что составляет примерно 10% российского валового внутреннего продукта.
Если надеяться только на рыночные силы, то надо ждать, пока дефицит квалифицированных рабочих кадров обострится настолько, что их зарплата достигнет уровня 40 — 45 тыс. руб. Однако подобное «саморегулирование» чревато потерей драгоценного времени, кризисной нехваткой рабочих на промышленных предприятиях, угрожающей утратой отечественного наукоёмкого производства.
Здесь не обойтись без законодательного установления экономически обоснованного — например, 10:1 — соотношения наибольших и наименьших заработков на предприятиях всех форм собственности (при этом минимальная оплата должна быть не меньше 40% средней по народному хозяйству). Тогда уже при существующих фондах оплаты труда можно будет значительно увеличить зарплату рабочим.
Необходимы налоговые льготы, а то и государственные дотации для предприятий, обеспечивающих соответствующий рост заработной платы рабочих. Осуществление подобных мер без ущерба для государственного бюджета обусловлено восстановлением прогрессивного налогообложения личных доходов с тем, чтобы ставка налогов на миллиардные доходы была не 13%, а не ниже 80%.
Следует констатировать: если не будут платить высокую зарплату российским рабочим, то её придётся платить иностранным — посредством покупки импортных товаров. А заодно Россия вынуждена будет покупать за рубежом и современное оружие, производство которого требует «золотых» рабочих рук.
Привлечение молодёжи на заводы предполагает не только увеличение зарплаты. Целесообразно введение отсрочки от призыва в Вооружённые силы для молодых рабочих на 5 лет, по аналогии с отсрочкой для студентов. За это время работники в значительной степени овладеют основами профессии, освоятся в трудовых коллективах.
Учитывая ценность высшего образования для современной молодёжи, обоснованно предоставление рабочим, имеющим, например, пятилетний трудовой стаж, права бесплатного обучения на вечерних и заочных отделениях государственных вузов. Рабочим — выпускникам вузов, остающимся на своих рабочих местах, целесообразно устанавливать постоянную доплату. Такую доплату следует распространить и на лиц с высшим образованием, которые трудятся рабочими.
Непривлекательные стороны непосредственно производительного труда (тяжесть, монотонность, неблагоприятные условия производственной среды и т.д.) должны компенсироваться рабочим не только повышенной зарплатой, но сокращением рабочей недели (без потери в заработке) до 35 часов при обязательстве 2 часа в неделю уделять повышению квалификации за счёт организации. В этих же целях продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков рабочих должна быть увеличена не менее чем на 2 недели по сравнению с законодательно предусмотренной для остальных работников.
Необходимо, чтобы рабочие могли активно влиять на решение социально-экономических вопросов, затрагивающих их интересы. Это требует в том числе такой организации профсоюзов на производстве, при которой в их составе выделялись бы секции, объединяющие рабочих основного для данного предприятия профиля. Все решения профсоюзной организации по проблемам зарплаты рабочих, их условий труда должны приниматься лишь при согласии такой секции.
Осуществление отмеченных мер повысит общественное признание труда рабочих, обеспечит необходимый приток молодёжи в ряды рабочего класса, будет способствовать профессиональному развитию рабочих.
Для решения столь масштабной социальноэкономической проблемы требуется адекватный управленческий инструментарий. От использования программ и проектов отраслевого характера необходимо перейти к разработке и реализации программы социально-экономического развития России на 15 — 20 лет. В рамках такой программы станут возможными увязка развития материально-вещественной составляющей производительных сил и совокупного общественного работника, определение государственных приоритетов в подготовке кадров и т.д.
Используя систему государственных заказов, Российское государство сможет на основе такой программы регулировать общественное воспроизводство в целом. Безусловно, можно рассчитывать на заинтересованное участие профсоюзов в контроле за осуществлением этой программы. Тогда проблема воспроизводства рабочего класса России, в том числе его высококвалифицированного ядра, будет решена в полной мере, что обеспечит прогресс российской экономики на основе роста производительности труда и расширения платёжеспособного спроса населения.