• ГАЗЕТЫ
  • БИБЛИОТЕКА
  • ФИЛОСОФИЯ
  • ТЕОРИЯ
  • КОНТАКТЫ
  • ПУБЛИЦИСТИКА
  • КОНФЕРЕНЦИИ
Четверг, 15 мая, 2025
Фонд Рабочей Академии
Advertisement
  • ГЛАВНАЯ
  • Красный университет
  • РКР
  • Рабочее движение
    • Профсоюзы
  • Трудовые споры
  • Колдоговоры
  • Профсоюзы
Нет результатов
Посмотреть все результаты
Фонд Рабочей Академии
Нет результатов
Посмотреть все результаты
Главная Рабочее движение
Некролог: Харпал Брар, революционный основатель Компартии Великобритании (Марксистско-Ленинской)

Некролог: Харпал Брар, революционный основатель Компартии Великобритании (Марксистско-Ленинской)

29.04.2025
в Рабочее движение
0
107
ПРОСМОТРЫ

Шестьдесят лет преданного служения выдающегося революционера антиимпериалистическому движению оставили многолетнее наследие британскому рабочему классу.

Харпал Сингх Брар (5 октября 1939 — 25 января 2025). Ведущий британский и индийский коммунист, историк, революционный учитель и теоретик марксизма-ленинизма. Председатель-основатель Коммунистической партии Великобритании (марксистско-ленинской) — КПВБ (МЛ).

Вам также будет интересно

СОВЕТЫ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ

ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РАБОЧИХ

НЕ ОТДАДИМ НАШЕ ВРЕМЯ!


Автор статьи-некролога: Ранджит Брар

Харпал Сингх Брар скончался в 10.10 утра по индийскому времени (4.40 утра по британскому времени) 25 января 2025 года в возрасте 85 лет. Он находился в доме своего племянника Манприта Сингха Бадала в Чандигархе, Индия. С ним были его близкий товарищ и лидер КПВБ-МЛ Элла Рул, а также его дочь Джоти и сыновья Ранджит и Карлос. Он покинул нас и мы скорбим. Но мы благодарны за то, что были частью его глубоко значимой жизни и работы. Мы можем с уверенностью сказать, что он показал нам путь. И что борьба, которой он посвятил свою жизнь, будет продолжаться.

Харпал был кремирован в тот же вечер в деревне своих предков и месте его рождения, Фаттанвале, недалеко от города Муктсар в штате Пенджаб. На похоронах присутствовала вся деревня и множество людей из окрестных деревень и городов, а также многие члены пенджабской семьи Харпала и его знакомые по прежней жизни. Трудно представить его верхом на лошади, выращивающим урожай пенджабским фермером, но таковы были его корни, до того как он уехал в метрополию, чтобы получить степень магистра права в Университетском колледже Лондона, где он познакомился со своей женой и женился на ней — Мейсел Кэтлин Шарп, где он стал коммунистом, нашел друзей и товарищей на всю жизнь и открыл свое истинное призвание — работать во имя освобождения человечества.

Харпал был прекрасным человеком, его любил каждый, кто его знал, и особенно те, кто разделял его борьбу и его дело. Он был страстным, обаятельным и харизматичным человеком, полным щедрости, юмора и радости, человеком огромной преданности и привязанности к своим товарищам, друзьям и семье и глубокой любови к трудящимся массам. Харпал был пламенным и сильным оратором, который одновременно обучал свою аудиторию и поддерживал её настрой, и сотни рабочих и революционеров были привлечены его руководством.

Его бескомпромиссная и принципиальная позиция, его преданность делу трудящихся и угнетенных масс снискали ему надёжных друзей и товарищей. В то же время, именно эти качества вызывали враждебность угнетающего класса и реакционных политических и академических сторонников имперского колониализма и империализма, а также их политических представителей в рабочем движении. Харпал бесстрашно выступал против социал-демократов и реформистов лейбористской партии, оппортунистов и троцкистов, пацифистов, анархистов, буржуазных националистов (включая сикхских пенджабских «националистов» из движения «Халистан») и черных сепаратистов, чьи политические идеи он критиковал, а организации разоблачал как средства для введения в заблуждение рабочих.

Следуя Ленину, Харпал верил и учил нас, что революционер должен быть твердым в принципах, гибким в тактике и достаточно сильным, чтобы плыть против течения «принятых», «допустимых» и «модных» мнений, установленных буржуазией и ее выразителями. Все, кто отстаивает интересы рабочего класса перед мощным аппаратом империализма, должны уметь «слышать звуки одобренья не в сладком ропоте толпы, а в диких криках озлобленья!»

Харпал самокритично отзывался о своих интеллектуальных способностях и достижениях, приписывая свою огромную эрудицию постоянной и непрерывной «будничной, повседневной» учебе и работе, но он, несомненно, был исключительно способным и ярким человеком, и его путь из сельского Пенджаба в Лондон, город в центре Британской империи, где он бросил свой жребий в борьбе революционного пролетариата, является примечательным.

Фаттанвала

Харпал родился и вырос в колониальной Индии, в семье сикхов, чьи родители принадлежали к помещичьему (крепостному) крестьянству (landed peasantry). Он был прямым потомком Фаттана Сингха, основателя деревни, а его предки были торговцами лошадьми и фермерами. Индия, в которой он родился, находилась под властью британского раджа, который систематически «обескровливал» (по словам лорда Солсбери) народы субконтинента, чтобы накопить огромное богатство в Англии, а британские колонисты жили в большой роскоши и паразитическом великолепии в дни упадка империи, за «гражданскими линиями» и в своих расово эксклюзивных клубах.

Британцы собрали миллионы фунтов стерлингов для финансирования мировой войны за счет налогообложения обнищавших индийских масс и призвали около 1,3 миллиона солдат из Индии (более миллиона из Пенджаба) сражаться за «родину» в Первой мировой войне и 2,5 миллиона — во Второй. Харпал никогда не имел прямого контакта с колониальными правителями, однако их политика перевернула его мир. Деревня Фаттанвала находилась в центре Пенджаба до раздела, недалеко от Лахора и сейчас к югу от индийско-пакистанской границы.

В то время, когда он родился, в Индии не было систематического школьного образования. Британский колониальный режим подавил существовавшее ранее среднее пенджабское школьное образование, которое было очень развито в независимом и религиозно плюралистическом пенджабском королевстве Ранджита Сингха, и не дал ему никакой широкой замены. В деревне, где большинство населения составляли мусульмане, начальное образование можно было получить в медресе под руководством маульви — местного мусульманского религиозного деятеля и учителя. Именно здесь Харпал получил свое первое образование и научился писать свое имя на пенджабском языке, арабской вязью.

В 1947 году юный Харпал стал свидетелем катаклизмического раздела Индии с сопутствующими ему общественными беспорядками и погромами. В свои семь лет он еще не знал и не понимал, что это был план имперского британского правящего класса, находящегося в упадке и покидающего Индию — посеять вражду, слабость и долговременный Раздел между народами субконтинента. Он не знал о роли Шахида Бхагата Сингха в поднятии революционного движения за индусско-мусульманское братство, независимость и социализм в Индии — хотя, став взрослым, он заново откроет для себя эту историю и напишет свой прекрасный труд «Инкилаб Зиндабад!», документирующий борьбу за свободу Индии.

И все же та великая историческая трагедия, свидетелем которой он стал, оказала на него неизгладимое влияние. Возможно, и о Харпале мы можем сказать вместе с Марксом и Энгельсом, что буржуазия порождает прежде всего своих собственных могильщиков. [1]

Отец Харпала Харчанд Сингх Брар вместе со своим дедом много ночей патрулировали на лошадях с оружием в руках, чтобы защитить своих друзей-мусульман и соседей от межобщинного насилия, сопровождавшего Раздел. Они выполняли свои обязательства по поиску своих друзей, оказавшихся по разные стороны Раздела и общению с ними, и, по возможности, переправляли ресурсы через «линию Рэдклиффа» — новую границу, установленную лордом Маунтбаттеном по приказу послевоенного лейбористского правительства Клемента Эттли.

До Раздела его лучшим другом был мусульманский мальчик, с которым он был разлучен, и характер его деревни и жизни изменился навсегда. Харпал всегда считал, что жители Индии и Пакистана — один народ, и им лучше быть вместе. И действительно, он пришел к пониманию того, что трудящиеся всех стран должны объединиться, если мы хотим избавить общество от многочисленных несправедливостей, национальных и религиозных предрассудков.

Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня. В детстве Харпал играл в деревне от рассвета до заката, в полях, на улицах и в домах друзей и родственников, ел и ложился спать в любом доме, где оказывался. Будучи общительным и любознательным мальчиком с невероятной памятью на детали, Харпал рассказывал множество историй из своей юности, будь то драки из-за кровной мести и земельных споров, которые велись среди пенджабских крестьян (даже будучи ребенком, он понимал бесполезность и глупость таких драк), поездки в местные города на лошадях с дедом, укрощение жеребцов, а также счета, которые он выставлял друзьям в мукцарских дхабах (чайных магазинах) — к большому раздражению своего отца! Деревня стала непревзойдённой школой для ораторского мастерства Харпала, и он всю жизнь черпал силы в крестьянстве — его фольклоре, поговорках, шутках и деревенском оптимизме.

Он был одним из первых, кто увидел, как в его деревню привезли трактор, и стал свидетелем того, как скептицизм крестьян сменился изумлением и радостью, когда за день он вспахал больше площадей, чем раньше упряжка волов могла вспахать за неделю. Он был свидетелем внедрения и моторизации трубчатых колодцев, озеленения и мелиорации полузасушливых земель. Влияние механизации и применение технологий в сельском хозяйстве были для него — и для всех нас — вопросом практического и непреходящего значения.

Связь Харпала с крестьянством и его детские впечатления оставались с ним, когда он, уже позднее, рассматривал сельскохозяйственную революцию в СССР и узнавал о коллективизации и социалистическом решении крестьянского вопроса — ключе не только для успешной революционной борьбы масс, но и для повышения производительности труда, питания растущих городов и избавления масс человечества от нищеты и невежества.

Муктсар

Харпал был отправлен на обучение в религиозную школу Халса (сикхов) в местном городке Муктсар (основанном там, где десятый сикхский гуру Гобинд Сингх провел свою последнюю великую битву), и там, несмотря на все трудности — а однажды он сжег общежитие во время игры в «пистолеты», в которой мальчики стреляли друг в друга спичками с фосфорным наконечником! — он выучил хинди и английский и полюбил гуманитарные науки и текущие события.

Среди его сверстников было модно не учиться, а поздно ложиться спать, поздно просыпаться и делать лишь минимум заданий. Но, приобретя неподдельный интерес и жажду знаний, которые сохранились на всю жизнь, Харпал просыпался рано, отправлялся в поле с книгами и газетами и занимался с ними до того, как просыпались его друзья. Когда пришли результаты его экзаменов, а их он сдал на отлично, он просто заявил, что, должно быть, в администрация перепутала экзаменационные листы.

После экзаменов в средней школе он поступил в университет в Чандигархе, где изучал английский, пенджаби и историю, а получив степень бакалавра искусств, поступил в Делийский университет на бакалавриат по юриспруденции.

Дели

Именно во время учебы в Дели Харпал посетил свои первые политические демонстрации, организованные в знак протеста против убийства (колониальными властями Бельгии, Франции и США) Патриса Лумумбы, героического антиимпериалистического лидера нового независимого Конго, и в поддержку великой антиимпериалистической борьбы вьетнамского народа и его лидера Хо Ши Мина, который написал своё знаменитое: «Нет ничего дороже независимости и свободы!».

Это были первые из сотен демонстраций, митингов и акций, в которых Харпал принимал участие, выступал на них и руководил ими.

Англия

Влекомый пытливым умом и энергичным духом, Харпал решил отправиться в Англию, чтобы получить степень магистра права. Он поступил в Лондонский университетский колледж и приехал летом 1962 года, как раз перед принятием в Великобритании первого антииммиграционного закона, который затронул граждан стран Содружества. Харпал всегда помнил, что первыми его действиями по прибытии были покупка пальто — ему было невероятно холодно — и стрижка волос, что символизировало переход от культурно-религиозного воспитания к материалистическому мировоззрению его сознательной зрелости.

В дальнейшей жизни Харпал никогда не уклонялся от обсуждения религии с теми, кто исповедовал веру, говоря, что видел самые отвратительные деяния, совершенные во имя религии — имея в виду общинный характер, который британцы и постколониальные правящие классы субконтинента использовали для того, чтобы держать в подчинении массы Индии и Пакистана, и против которого Харпал выступал всю жизнь. Он рекомендовал книгу Бхагата Сингха «Почему я атеист», а также диалектико-материалистическое учение Маркса и его последователей.

Лондон был сложным городом для акклиматизации, как в климатическом, так и в культурном плане, и поначалу его удерживала там скорее гордость, чем любовь к странной и неприветливой среде. Однако постепенно он втянулся в его жизнь и, несмотря на то что (как он часто говорил в своих выступлениях) «иммигранты приезжают сюда не за теплым приемом, теплой погодой или отличной едой!», ему предстояло завести самых близких друзей, а также самых преданных и верных товарищей среди британского рабочего класса.

Во время учебы с Харпалом произошли два события, которые навсегда изменили его жизнь, к ужасу отца (который хотел, чтобы он вернулся в Индию и женился на богатой пенджабской семье), но к его и нашему большому благу.

Первое: он нашел Ленина в библиотеке Лутона.

Харпал рассказывал нам, что вскоре после приезда из Индии, перед началом учебы и в поисках работы он взял в руки книгу и случайно прочитал слова Владимира Ильича Ульянова Ленина. Выбранный им том содержал обращение Ленина к партийному трибуналу, перед которым он предстал по обвинению меньшевиков в издании брошюры против их фракционной деятельности и компромиссов с реакционерами накануне выборов во вторую Думу. [2]

Харпал был потрясен силой и пронзительной логикой аргументов Ленина. Слова и мысли Ленина так захватывали его, так ярко запечатлевали в нем справедливость большевистского дела, что он был вынужден читать дальше.

Начались отношения на всю жизнь, которые привели Харпала к принятию революционного марксизма-ленинизма как решения проблем, стоящих перед человечеством. В дальнейшем он прочел каждое слово из трудов Ленина и стал убежденным ленинцем и марксистом. Недаром труды Ленина больше не хранятся в публичных библиотеках Великобритании!

Второе: он влюбился и женился на сокурснице, получавшей степень бакалавра права, Мейсел Кэтлин Шарп.

Вместе они все активнее участвовали в антиимпериалистическом, рабочем и коммунистическом движении. Они изучали и обсуждали революции в России и Китае, экономику капитализма и социализма, труды Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина.

После Кубинской революции и «кубинского ракетного кризиса», когда массы трудящихся были потрясены возможностью ядерной войны, а победоносное шествие человечества к социализму казалось не только неизбежным, но и неотвратимым, они погрузились в революционную и антикапиталистическую борьбу среди британских студентов и рабочих.

Великая Октябрьская социалистическая революция

Харпал посетил СССР в 1963 году и был сильно впечатлен плодами советской демократии и социалистического общества. Он стал страстным защитником российской и китайской социалистических революций и народов, а также антиколониальной борьбы вьетнамского народа, южноафриканского и зимбабвийского народов, корейского и палестинского народов и множества других освободительных и антиколониальных движений, борющихся против британского, американского, французского, бельгийского и европейского империализма.

Борьба колоний и неоколоний за свою свободу была неразрывно связана с борьбой рабочего класса за социализм. «Рабочие всех стран, соединяйтесь!» — лозунг, который он принял и перенял из эпохального труда Маркса и Энгельса „Коммунистический манифест“ и которым руководствовался в своей деятельности.

Харпал стал убежденным интернационалистом, понимая, что подобно тому, как накопленный капитал перешагнул национальные границы, бороздя земной шар в поисках рабочих, ресурсов и рынков для эксплуатации; подобно тому, как народы во всех уголках мира были вытеснены с родной земли в результате обнищания, потрясений и колониальных войн и вынуждены искать пропитание в империалистических странах, рабочие должны научиться отбрасывать национальные различия и сотрудничать в их общей борьбе против капитализма.

Харпал был вдохновлен словами Ленина, сказанными на втором конгрессе Коммунистического Интернационала: «На конгрессе были также представлены коммунистические партии и группы на востоке, в колониальных и отсталых странах, которые так жестоко ограблены, угнетены и порабощены „цивилизованной“ лигой хищных наций. Революционное движение в передовых странах было бы на самом деле не чем иным, как чистой воды мошенничеством, если бы в своей борьбе против капитала рабочие Европы и Америки не были тесно и полностью объединены с сотнями и сотнями миллионов «колониальных» рабов, угнетаемых этим капиталом». [3]

Капитализм нельзя реформировать, понимал он. Он должен быть свергнут. Общество может двигаться вперед только на основе новой, более высокой демократии, советской демократии, которая поставит общественные производительные силы (в настоящее время находящиеся в индивидуальной собственности элиты миллиардеров) на прочную основу общественной собственности, устранив эксплуатацию и все сопутствующие ей пороки. Вместе Харпал и Майсел решили посвятить свою жизнь делу коммунизма.

Коммунистическое движение после Хрущева и китайско-советского раскола

Столкнувшись с «оппозиционными» движениями в студенческих, женских и коммунистических кругах, а также с растущими обличениями Сталина среди троцкистов, Харпал и Майсел обратились к самостоятельному изучению этих вопросов, читая и Сталина, и Троцкого, изучая спорные вопросы и решительно высказываясь в пользу революционной линии Коммунистической партии Советского Союза (большевиков) и Коминтерна под руководством Иосифа Виссарионовича Сталина.

Харпал и Майсел принимали активное участие в антиимпериалистическом движении в Британо-Вьетнамском фронте солидарности и все более решительно стремились создать организацию, призванную освободить человечество от исторического бремени эксплуатации. Харпал тратил все больше сил на изучение реальных социальных, экономических и политических условий в Британии и организацию работы по их изменению к лучшему. Они присоединились к Революционной марксистско-ленинской лиге (РМЛЛ), возглавляемой Абхиманью Манчандой, видным коммунистом-антиревизионистом, который был партнером легендарного западноиндийского, американского и британского коммунистического лидера Клаудии Джонс — основателя Ноттинг-Хиллского карнавала и газеты West Indian Gazette, а также других достижений.

Харпал и его товарищи сыграли важную роль в британском движении против войны во Вьетнаме и возглавили демонстрацию 1968 года, приведя протестующих к посольству США на Гросвенор-сквер, в то время как троцкисты из Международной марксистской группы (возглавляемые Тариком Али) пытались безвредно разогнать протест в Гайд-парке. Харпал побудил демонстрантов выйти за рамки пацифистского лозунга «мира» и призвать к победе вьетнамского народа, который был возглавляем Национальным фронтом освобождения, тогда как на севере народ возглавляли такие легенды, как Во Нгуен Гиап и Хо Ши Мин.

С того дня полиция отметила Харпала как «харизматичного, убедительного и опасного оратора, способного повести за собой толпу», но это никогда не мешало ему заниматься организаторской деятельностью и жить полной жизнью. Его не впечатляли и не пугали ни мелкие полицейские шпионы, ни угрозы и запугивания его классовых врагов.

Вдохновленные победоносной китайской народной революцией под руководством Мао Цзэдуна и теми шагами, которые она предпринимала для построения социализма и борьбы с ревизионизмом (то есть восстановлением капиталистической экономики в СССР, которое уже шло полным ходом к началу 1960-х годов), Харпал и Майсел заняли «маоистскую» антиревизионистскую линию и приняли многие ключевые позиции, которые Харпал позже расширил и защищал. Этот опыт также укрепил идею о том, что революционное движение не может существовать без революционной теории; что изучение революционной теории необходимо для руководства движением, и что без серьезного идеологического руководства дело освобождения рабочего класса будет буксовать. [4]

Лишь недавно мы узнали, что Харпал и Манчанда ненадолго вступили в CPBML (которая сегодня существует в значительно уменьшенном виде) и входили в ее центральный комитет вместе с ее лидером Регом Берчем, прежде чем решили, что ее экономизм и узкий национализм ведут ее к забвению.

Попав под влияние печально известного сектантства Манчанда, он и Мейсел были исключены из RMLL. Однако перед смертью Манчанды в 1985 году они с Харпалом помирились и стали хорошими друзьями.

Хотя он был согласен с критикой хрущевского ревизионизма со стороны Коммунистической партии Китая, Харпал пришел к пониманию того, что китайская линия, осуждающая Советский Союз как «социал-империалистический», была ошибочной и вредной, несмотря на неправильную капиталистически-ростовщическую политику СССР.

Ассоциация рабочих-коммунистов

Харпал и Майсел познакомились со своими спутниками, друзьями и товарищами на всю жизнь Айрис Слоли и ее партнером, а впоследствии мужем Годфри Кремером на национальном собрании движения за освобождение женщин в 1970 году, а вскоре после этого они познакомились с Эллой Рул, ныне председателем КПВБ-МЛ. Этим товарищам предстояло стать ядром антиревизионистской Ассоциации рабочих-коммунистов (ACW).

Они активно участвовали в движении, выступая против буржуазного феминизма и за революционную программу равенства для женщин как часть движения рабочего класса к социализму. Они создали Союз женщин за освобождение, яростно боролись с пагубными идеями Жермен Грир, Сельмы Джеймс «Заработная плата за домашнюю работу» и им подобных, а также с идеями о том, что «сжигание бюстгальтера» или «вышвыривание угнетателя (мужчины) из вашей постели» каким-то образом приравнивается к равенству. Их совместная работа сформировала узы верного товарищества, которые сохранились на всю жизнь и легли в основу работы «Марксизм и эмансипация женщин».

В начале своей учебы и деятельности они пришли к выводу, что лейбористская партия — это партия империализма. Социал-демократическая партия: социалистическая на словах (тогда еще больше, чем сейчас), но шовинистическая, империалистическая, капиталистическая в своей программе и на деле, будь то у власти или в качестве лояльной парламентской оппозиции.

Поскольку распадающаяся Коммунистическая партия Великобритании (КПВБ), первоначальная британская коммунистическая партия, созданная в 1920 году, теперь, под влиянием хрущевизма, была решительно «ревизионистской», отвернувшись от необходимости свержения рабочими государственной машины капиталистического правящего класса (как учил Маркс) в пользу «парламентского пути к социализму», придерживаясь политики поддержки империалистической лейбористской партии, эти товарищи не могли вступить в нее. По словам самого Харпала: «Какой смысл вступать в такую партию, чтобы потом быть из нее исключенным?». КПГБ скатилась до самого дна этого ревизионистского уклона, и в 1991 году, когда СССР распался, ее еврокоммунистическое руководство просто заявило, что «Октябрьская революция была ошибкой исторического масштаба», и, к отвращению оставшихся пролетарских членов, распустило себя.

Бывшие члены КПВБ в 1988 году создали Коммунистическую партию Британии (КПБ), так как руководство КПВБ слишком сильно сдвинулось вправо. Новая Коммунистическая Партия (НКП) ранее отделилась от КПВБ, когда последняя приняла еврокоммунизм — критикуя Советский Союз справа, осуждая его вмешательство в Венгерскую революцию 1956 года и Пражскую весну 1968 года. Тем не менее, и КПБ, и НКП, по сути, приняли — и сохраняют по сей день — ревизионистскую программу КПВБ «парламентского пути», которая привела их к тому, что они стали отставать от лейбористов и потеряли актуальность.

ACW проводила кампанию, чтобы убедить руководство этих партий отказаться от своей позиции поддержки империалистической лейбористской партии — но обе они оказались неспособны сделать это и, следовательно, не могли вести коммунистическое движение вперед.

Хемел Хемпстед, Харроу и Саутхолл

Сдав экзамен на звание барристера (судебного адвоката), Харпал не стал практиковать, а вместо этого стал преподавать право, сначала в Дакорумском колледже в Хемел-Хемпстеде, где он поселился вместе с Майзелем, а затем в Колледже дополнительного и высшего образования Харроу, который позже стал частью Вестминстерского университета. Однако преподавание было лишь средством достижения цели, а настоящая страсть и неугасающая энергия Харпала были припасены для его политической работы.

Харпал демонстрировал ясность мышления и анализ, которые помогали ему направлять своих товарищей, и постепенно он стал учителем социализма и коммунизма, писателем, политическим теоретиком и практическим политическим лидером и организатором рабочего класса.

Малоизвестная примечательность истории Хемел-Хемпстеда заключается в том, что летом 1974 года Харпал и Майсел посетили в своем доме многих революционеров и коммунистов, среди которых были Роберт и Салли Мугабе, в то время лидеры в изгнании национально-освободительной борьбы Зимбабве против британских колонизаторов и режима апартеида Яна Смита (Родезии). Зимбабвийский африканский национальный союз — Патриотический фронт (Zanu-PF) был политическим руководством вооруженной борьбы черных масс за свою свободу, и Харпал редактировал журнал солидарности под названием «Революционный Зимбабве» для британского движения против апартеида (Zimbabwe Solidarity Front), который распространялся среди активистов и солдат Zanu и Zanla (Zimbabwe African National Liberation Army) и читался ими.

Позже Харпал брал интервью у Роберта Мугабе в несколько решающих моментов его переговоров с британцами о независимости, а когда апартеид был свергнут и выборы состоялись после заключения соглашения в Ланкастер-Хаусе, Харпал был приглашен президентом Мугабе на празднование независимости в Хараре. У Харпала не было денег на билет на самолет, но его товарищи настояли на том, чтобы он поехал, и собрали деньги на его поездку.

Прибыв в аэропорт с приглашением и без каких-либо указаний, он добрался до президентского дворца на кузове рабочего пикапа и подошел к вооруженным охранникам у ворот, не будучи уверенным, что его пропустят. Дипломатические машины, «большие, уважаемые люди« проезжали на территорию комплекса через кордон охраны. Когда к нему обратились, Харпал предъявил свое приглашение, после чего вооруженный солдат Занла из президентской охраны снял свой пулемет, положил его на землю и обнял его как брата, сказав: «Товарищ Брар! Добро пожаловать!»

Стоя в очереди на прием к президенту, он был встречен с теплым товарищеским энтузиазмом. Салли повернулась к Роберту и сказала: «Роберт, ты должен услышать его речь! Он просто огонь!» На что Мугабе ответил: «Я знаю, я слышал его!». В тот вечер состоялся большой музыкальный концерт, на котором Боб Марли исполнил свой гимн, посвященный освободительной борьбе, под простым названием «Зимбабве».

Их массовая работа среди британских и индийских рабочих велась на основе глубокого изучения и написания книг. Харпал нашел в Элле, Айрис, Годфри и Майселе прекрасных товарищей и соратников, а товарищ Элла стала его ближайшим интеллектуальным сотрудником. Во многих отношениях работа Харпала была работой Эллы, и наоборот. Именно Элла, Годфри и Айрис давали ему отзывы — и печатали статьи, которые Харпал всегда писал от руки, с помощью бумаги и ручки. Харпал, в свою очередь, был для них постоянным источником поддержки, советов и знаний.

Ассоциация индийских рабочих и Лалкар

Харпал и его товарищи по ACW стали активно сотрудничать с Ассоциацией индийских рабочих (GB), которая боролась за гражданские права индийцев и всех рабочих-иммигрантов в Великобритании. Эта организация была ведущей в борьбе против расизма, который Харпал справедливо считал ахиллесовой пятой британского рабочего движения — механизмом, разделяющим, ослабляющим и, следовательно, контролирующим как белых, так и черных рабочих.

Став одним из ведущих организаторов IWA в Саутхолле, где проживает пенджабская община Великобритании, он также был редактором газеты IWA «Лалкар», которую он основал и редактировал с первого выпуска в 1979 году и до своей смерти.

Lalkar — это слово на языках пенджаби, урду и хинди, означающее «воинственный вызов», а также содержащее корни слов lal, означающего «красный», и kar, означающего «работа». Несмотря на то, что газета была отделена от IWA, так как последняя сама свернула свою деятельность, она остается прекрасным источником революционного анализа и марксистского учения, и продолжала выходить как независимый антиимпериалистический теоретический журнал на протяжении всей жизни Харпала. Под его редакцией «Лалкар» был маяком ясности не только для индийских рабочих в Британии, но и для всего прогрессивного британского и международного рабочего класса. Действительно, для январского номера 2025 года Харпал написал четыре статьи и сдал журнал в типографию, прежде чем слег с последней болезнью.

В работе по написанию, выпуску и распространению Lalkar его товарищи из ACW были близкими сотрудниками. В самом деле, они были в политическом сердце Ассоциации индийских рабочих, жили и боролись в тесном контакте с индийскими рабочими Британии. Его товарищи стремятся продолжить и приумножить это великое наследие.

Ассоциация индийских рабочих под руководством Харпала, Джагмохана Джоши, Теджи Сахоты, Хардева Дхиллона и Автара Джоула в 1970-е, 1980-е и 1990-е годы неустанно и решительно отстаивала дело равенства для рабочих всех национальностей, расы и религии.

IWA проводила кампании как против расистских законов, так и против социально изнурительного расизма, с которым чернокожее население Британии ежедневно сталкивается на улицах, предпринимая при необходимости прямые действия для борьбы с расистским насилием, с которым они сталкивались.

Борясь против капиталистического империализма, расизма, колониализма и апартеида, а также за гражданские и трудовые права индийского и британского рабочего класса, Харпал и его товарищи, а также растущая группа коммунистов и рабочих, которые были привлечены к его руководству, проверяли свои идеи и росли в силе и авторитете.

Антиколониальная деятельность и борьба с апартеидом привели Харпала к сотрудничеству с южноафриканскими и зимбабвийскими (родезийскими) борцами за освобождение — Африканским национальным конгрессом (АНК), Панафриканским конгрессом (ПАК), «Копьем нации», Зану и Занла, Он встречался и общался с такими великими лидерами, как Крис Хани и Роберт Мугабе, а позже с нашим южноафриканским товарищем-коммунистом Хвези Кадали, чей дед основал первый «коренной» африканский профсоюз, а мать была коммунисткой из ГДР (социалистической Восточной Германии).

Великая забастовка шахтеров 1984-5 гг.

В 1984-5 годах Харпал возглавил IWA в рамках национальной программы массовой солидарности с героической забастовкой шахтеров. Индийские общины по всей стране приносили еду на пикеты и в шахтерские цеха, собирали деньги для бастующих шахтеров и их семей, а также игрушки для их детей на Рождество.

Харпал выступал на массовых митингах политической солидарности с лидерами шахтеров, включая Артура Скаргилла и Малкольма Питта, и документировал ход этой борьбы в книге «Лалкар». Эта конкретная солидарность во многом помогла разрушить господствовавший в то время в британском обществе расизм, который как тогда, так и сейчас использовался для социального контроля над британским рабочим классом.

Шахтеры долгое время считались боевым хребтом британского рабочего класса, проживая в изолированных, но жизненно важных и крепко стоящих на ногах рабочих поселках по всей стране, особенно в Южном Уэльсе, Йоркшире, Кенте, Дареме и на Северо-Востоке, а также в Шотландии. Тогдашний премьер-министр-консерватор Маргарет Тэтчер была полна решимости сломить шахтеров, чтобы разогнать профсоюзы, ввести казуализацию труда, закрыть «устаревшие» заводы и тяжелую промышленность, судостроение и автомобилестроение, чтобы облегчить вывоз капитала и эксплуатацию более дешевой рабочей силы за рубежом. Ее идеи совпадали с идеями рейганизма и фундаментализма свободного рынка Милтона Фридмана, которые недавно были применены на чилийском народе.

Шахтеры столкнулись с хорошо вооруженной и подготовленной государственной машиной, которая безжалостно подавляла их сопротивление. Под руководством Артура Скаргилла они были близки к победе, но в итоге забастовка была саботирована «единым империалистическим фронтом», который простирался от лейбористов и Конгресса профсоюзов (TUC) до правительства Тори и всей британской государственной машины, при горячей пропаганде и финансовой поддержке капиталистической прессы и лондонского Сити.

Несмотря на конечное поражение, подлинная, искренняя и спонтанная солидарность индийского рабочего класса, а также ведущая роль Харпала в ее пропаганде оказали глубокое и продолжительное влияние на весь британский рабочий класс.

Харпал, IWA и наши товарищи вместе поддерживали многие знаковые забастовки организованного труда, от Флит-стрит (Уоппинг) до Грюнвика и работников больницы Хиллингдона.

Антирасистская борьба

Послевоенная Великобритания 1950-х — 2000-х годов была глубоко расистским обществом, основанным на колониальной идеологии, на которой была построена Британская империя. IWA боролась за равенство трудящихся, за гражданские права иммигрантов и чернокожих рабочих, а также против расизма во всех его формах.

Харпал, Годфри, Элла и Айрис были также ведущими деятелями Кампании против расистских законов (CARL) и ведущими участниками массового антирасистского движения, проводя кампании и организуя митинги и демонстрации по всей стране.

Сотрудничество Национального фронта, лейбористов и СПГ в убийстве Блэра Пича

В 1979 году лейбористский премьер-министр Джеймс Каллаган направил полицию для защиты фашистского и бело-супрематистского Национального фронта (НФ), который провокационно использовал предлог всеобщих выборов (которые привели Тэтчер к власти) для проведения расистского митинга среди индийских рабочих Саутхолла. Харпал и IWA организовали массовый антирасистский марш, чтобы выразить протест и выгнать фашистов.

Тысячи полицейских, включая членов печально известной Специальной патрульной группы (SPG), были посланы лейбористским правительством, чтобы вытеснить антирасистов и индийских протестующих с улиц. В тот день были арестованы десятки человек, в том числе и Харпал.

Молодой учитель Блэр Пич, уроженец Новой Зеландии, был забит до смерти бойцами SPG. Позже выяснилось, что головорезы из SPG незаконно модифицировали свои дубинки, просверлив в них отверстия и наполнив свинцом, чтобы сделать их смертоносными. Поэтому проломление черепа Блэра Пича было актом преднамеренного убийства. SPG была расформирована, а на смену ей пришла столь же бандитская и жестокая Территориальная группа поддержки (TSG). И, что вполне предсказуемо, ни один полицейский убийца не был привлечен к ответственности за свои преступления.

Стивен Лоуренс

Спустя почти 15 лет IWA совместно организовала огромный антифашистский марш против БНП в Веллинге в 1993 году, после того как в этом районе произошла череда расистских убийств. Среди них было убийство Стивена Лоуренса, чернокожего подростка, группой из четырех фашистски настроенных молодых людей со связями с фашистским Национальным фронтом и Британской национальной партией. На улицах снова появилось огромное количество полиции, чтобы защитить «книжный магазин» фашистов, из которого местные расисты координировали свою деятельность.

По предсказуемой схеме столичная полиция жестоко напала на протестующих, а пресса развернула национальную пропаганду, которая перевернула правду с ног на голову, изобразив полицейских невинными жертвами агрессии антирасистских демонстрантов. В тот день Харпал обратился к толпе от имени IWA, дав марширующим свой лозунг: «Мы черные, мы белые; вместе мы — динамит!».

В 1962 году председатель IWA Автар Джохал, рабочий литейного цеха и профсоюзный лидер, ставший близким товарищем Харпала, пригласил Малкольма Икса посетить Бирмингем, где происходило насилие на расовой почве. После Второй мировой войны Сметвик стал местом иммиграции выходцев из Восточной Индии и Западной Индии. Как и в других иммигрантских общинах, включая Саутхолл, миграция поощрялась и инициировалась местной промышленностью, которая нуждалась в рабочей силе и привозила рабочих, а вслед за ними и их семьи из бывших колоний Великобритании.

Рабочие Сметвика, как и других районов Британии, долгое время подвергались расистской имперской пропаганде, навязываемой Британской империей. Местного лейбориста, а впоследствии лидера Британского союза фашистов и члена парламента Освальда Мозли сменил столь же расистский и отвратительный член парламента от консерваторов Питер Гриффитс, чей предвыборный лозунг был печально известен: «Если вам нужен негр в качестве соседа, голосуйте за лейбористов». Гриффитс поддерживал программу социальной сегрегации в Британии, в рамках которой консервативный совет Сметвика скупал дома и предлагал их в аренду «только белым».

«Расовые предрассудки были постоянным бедствием», — говорит товарищ Автар, и IWA „посвятила свои силы демонстрации того, что расизм — это продукт капитализма и что рабочие, независимо от того, откуда они родом, имеют общие интересы“. [5]

IWA проводила кампании против кастовости, общинности и сепаратизма, за равноправие женщин, против приданого и браков по расчету, и особенно активно участвовала в антиколониальной и антирасистской борьбе южноафриканских масс против поселенческо-колониального режима апартеида, а также в не менее важной освободительной борьбе палестинского народа, борющегося за освобождение от ига поселенческо-колониального режима апартеида израильского сионизма. Оба режима, разумеется, до последнего поддерживались своей «родиной» — британским империализмом.

Борьба с коррупцией в местной лейбористской партии в Саутхолле привела Харпала к участию в местных выборах, на которых он потерпел поражение благодаря объединенным силам лейбористов и их прихлебателей.

Харпал и его товарищи организовывали и выступали на огромных митингах против апартеида и за Палестину на протяжении 1980-х и 1990-х годов. Именно в связи с этим Харпал совершил национальные поездки с Горой Ибрагимом из южноафриканского Панафриканского конгресса (ПАК) и встретился с Крисом Хани, южноафриканским коммунистом и молодежным лидером, незадолго до его убийства. Он также ездил на встречу с лидером Организации освобождения Палестины (ООП) Ясиром Арафатом в Тунис в 1986 году.

Среди многочисленных работ Харпала — «Сионизм, расистский, реакционный и антисемитский инструмент империализма» и «Империализм на Ближнем Востоке» (в соавторстве с Эллой Рул), в которых кратко описывается историческое происхождение сионизма как британского поселенческо-колониального проекта по управлению ближневосточными колониями, приобретенными Великобританией в результате Первой мировой войны и соглашения Сайкс-Пико (секретные договоры, опубликованные Лениным и большевиками после Октябрьской революции 1917 года в России). Первая книга с тех пор обрела собственную политическую жизнь. Обе книги заслуживают того, чтобы их читали и изучали сегодня, после израильского геноцида 2023-25 годов, который является как второй Накбой, так и героическим продолжением освободительной борьбы народов Ближнего Востока.

Освобождение Ирландии

На протяжении всего периода вооруженной борьбы в оккупированных шести графствах Северной Ирландии Харпал и IWA регулярно организовывали акции солидарности с национально-освободительной борьбой ирландского народа и проводили встречи с Джерри Адамсом и другими лидерами республиканцев в то время, когда им запрещалось выступать или чтобы их голоса были слышны по наземному телевидению в Великобритании.

Маркс знаменито писал: «Ни одна нация, поработившая другую, сама не может быть свободной». Это особенно верно в отношении отношений между британскими и ирландскими рабочими, а Харпал и его товарищи были твердыми сторонниками единой Ирландии, состоящей из всех ее 32 графств.

Маркс отмечал в 1870 году, что: «В каждом промышленном и торговом центре Англии сейчас имеется рабочий класс, разделенный на два враждебных лагеря — английских пролетариев и ирландских пролетариев. Рядовой английский рабочий ненавидит ирландского рабочего как конкурента, снижающего его жизненный уровень. По отношению к ирландскому рабочему он рассматривает себя как представителя правящей нации и, следовательно, становится орудием английских аристократов и капиталистов против Ирландии, укрепляя тем самым их господство над собой.

«Он лелеет религиозные, социальные и национальные предрассудки против ирландского рабочего. Его отношение к нему примерно такое же, как отношение «бедных белых» к неграм в бывших рабовладельческих штатах США. Ирландец платит ему проценты своими собственными деньгами. В английском рабочем он видит и пособника, и тупое орудие английских правителей в Ирландии.

«Этот антагонизм искусственно поддерживается и усиливается прессой, кафедрой, юмористическими газетами, словом, всеми средствами, имеющимися в распоряжении правящих классов. В этом антагонизме кроется секрет бессилия английского рабочего класса, несмотря на его организацию. Это секрет, с помощью которого капиталистический класс сохраняет свою власть. И последний вполне осознает это». [6]

Учитывая гротескные твиты Элона Маска об иммиграции, «пакистанских бандах груминга», «геноциде белых» и т. д., а также то, что все правительство и парламентская оппозиция (лейбористы, тори, либералы и реформисты) и вся капиталистическая пресса последовали его примеру, мы видим, что с этими проблемами еще далеко не покончено. По мере нарастания капиталистического кризиса расизм и религиозные предрассудки остаются главными уродливыми средствами, используемыми британским правящим классом для разжигания розни и увековечивания своего дряхлого правления.

Угнетение Ирландии британцами предшествовало, но отражало опыт Индии, пережившей жестокий и расистский режим Раджа, и их освободительная борьба долгое время поддерживала и подпитывала друг друга. IWA, по сути, приняла в свои ряды Шахида Удхама Сингха, который стал убежденным революционером, связанным с Коминтерном, республиканским движением и ИРА (Ирландской республиканской армией).

Ирландский лидер Джерри Адамс приезжал выступать на собраниях индийских рабочих в Саутхолле во время смуты. Под руководством Харпала индийские и британские рабочие отбросили шовинистическую пропаганду, вездесущую в то время в британской прессе и в обществе, и нашли общий язык со своими ирландскими братьями и сестрами. Эта солидарность была желанным глотком свежего воздуха для наших ирландских товарищей в то время, когда слова Адамса регулярно подавлялись, а его голос дублировался и подвергался цензуре в сводках новостей британского радио и телевидения.

До появления кабельного телевидения и ставших впоследствии повсеместными Zee TV и Sunrise Radio, когда в Британии не было легкого доступа к индийскому языку, новостям и культуре, когда первые поколения индийцев с трудом строили свою жизнь здесь, IWA была настоящей массовой общественной и культурной организацией, которая также политизировала поколение индийских рабочих, чтобы они играли позитивную и прогрессивную роль в жизни британского рабочего класса.

Зал Саклатвала

Будучи национальным лидером Ассоциации индийских рабочих (GB) и ведущим членом рабочего класса и индийской общины, Харпал был общеизвестным лидером и личностью в Саутхолле. Именно по этой причине он и его товарищи по ACW построили в Саутхолле общественный центр (ныне штаб-квартира КПВБ-МЛ), Саклатвала-холл.

Названный в честь великого коммуниста и члена парламента от Бэттерси Шапурджи Саклатвала, зал был торжественно открыт на собрании в декабре 1999 года, на котором присутствовала дочь Саклатвала Сехри и председательствовал Харпал, а другим главным приглашенным оратором был Артур Скаргилл. [7]

Великое испытание. 1990-91 годы: распад СССР, «Эпоха самой черной реакции»

Русская революция в октябре 1917 года была маяком надежды для рабочих всех стран. Ленин писал, что: «Рабочие всего мира, в какой бы стране они ни жили, приветствуют нас, сочувствуют нам, рукоплещут нам за то, что мы разорвали железное кольцо империалистических уз, гнусных империалистических договоров, империалистических цепей — за то, что мы прорвались к свободе и принесли при этом тяжелейшие жертвы — за то, что мы, как социалистическая республика, хотя и разорванная и разграбленная империалистами, не ввязались в империалистическую войну и подняли знамя мира, знамя социализма на весь мир.» [8]

СССР и товарищ Сталин, разгромив немецко-фашистских империалистов и выведя коммунизм из области теории в мир практических реалий, сделали трудящихся всего мира державой. Харпал много писал о значении побед СССР и о том импульсе, который они придали свободе и антиколониальной борьбе народов мира.

Харпал отметил, что Сталин придерживался точки зрения Ленина, защищая СССР как центр мировой революции, в противовес Троцкому, который постоянно выступал против строительства социализма в СССР.

«Что было бы, если бы капиталу удалось разгромить Республику Советов? Наступила бы полоса чёрной реакции во всех капиталистических и колониальных странах, рабочий класс и угнетённые народы были бы задушены, позиции международного коммунизма были бы потеряны» [9]

После распада Советского Союза, когда ренегатство стало модой, слова Сталина нашли самое трагическое подтверждение. Руководствуясь глубоким изучением и пониманием марксизма-ленинизма, Харпал остался верен своим принципам: убежденности в том, что рабочий класс — правящий класс в ожидании, и что социалистическое и коммунистическое общество может быть построено в Британии и во всем мире к величайшему благу и даже к спасению человечества.

«Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». [10]

Харпалу выпало большое несчастье жить в период великих неудач коммунистического движения. Но для нас было большим благом, что у нас был Харпал, который взялся за трудное дело защиты освободительной идеологии рабочих масс в такое мрачное время.

Чтобы преодолеть пороги революции и повороты контрреволюции, чтобы увидеть путь освобождения рабочего класса «несмотря на зигзаги истории», когда многие другие были потрясены этими поворотами, Харпал вновь обратился к глубокому политическому и теоретическому изучению и анализу.

«Быть революционером, когда революция уже вспыхнула и кипит, когда все увлекаются революцией, когда к ней присоединяются даже, может быть, карьеристы, — это не трудно. Пролетариату после своей победы приходится затрачивать величайшие усилия, прямо-таки мучительные, чтобы «освободиться» от таких поддельных революционеров.

«Гораздо труднее — и гораздо ценнее — быть революционером, когда нет еще условий для прямой, открытой, действительно массовой, действительно революционной борьбы, уметь отстаивать интересы революции (агитацией, пропагандой, организацией) в нереволюционных, нередко прямо реакционных учреждениях, в нереволюционной обстановке, среди массы, которая неспособна сразу понять необходимость революционного метода действия.

«Уметь найти, разыскать, верно определить конкретный путь или особые повороты событий, ведущие массы к настоящей, решительной, последней великой революционной борьбе, — в этом состоит главная задача коммунизма в Западной Европе и в Америке в настоящее время». [11]

Перестройка

Именно в этих условиях Харпал опубликовал свою первую книгу «Перестройка, полный крах ревизионизма». Этот глубокий анализ эпохального события, которое, как предполагал Харпал, «все понимали», был написан по настоянию его товарищей в виде серии статей в «Лалкаре» в 1990 году.

Изучив развивающуюся реставрацию капитализма в Советском Союзе, расколы, вызванные этим ревизионизмом, секретную речь Хрущева на 20-м съезде КПСС(Б) в 1956 году, экономические дебаты в СССР и, конечно, последний великий труд Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», Харпал понял, как происходила реставрация капитализма. Многие другие не понимали и были ошеломлены очевидным «поражением» коммунизма, громко провозглашенным «концом истории» торжествующей империалистической буржуазией и ее идеологами — в частности, Фрэнсисом Фукуямой.

В этой короткой, но блестящей работе Харпал объяснил IWA и всему социалистическому движению экономические и идеологические причины распада советского социализма, а значит, и уроки, которые следует извлечь из этого исторического бедствия. Многие другие движения и партии не смогли усвоить этот исторический урок по сей день. И поэтому многие из них не в состоянии продолжить работу по созданию революционного движения.

Харпал до последнего оставался твердым приверженцем Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина.

Сталинское общество

Именно в этих условиях Харпал объединил ведущих британских коммунистов-антиревизионистов, таких как Билл Бланд, Кемаль Маджид, Айвор Кенна и Уилф Диксон, которые хотели сохранить коммунистическое движение и работать над созданием подлинно революционной коммунистической партии в Великобритании, под знаменем Сталинского общества — что не укрылось от внимания и насмешек буржуазной прессы, но тем не менее он продолжил эту жизненно важную миссию.

Общество было создано в 1991 году для защиты Сталина и его деятельности на основе фактов и для опровержения капиталистической, ревизионистской, оппортунистической и троцкистской пропаганды, направленной против него.

Имя Сталина является синонимом коммунизма, Октябрьской революции, свержения капиталистической эксплуатации и империалистической тирании. По этой причине международная буржуазия начала свои нападки на трудящиеся и угнетенные народы с клеветы на Сталина и Советский Союз.

В течение последнего столетия они применяли различные тактики для достижения этой цели, но в значительной степени руководствовались работами диссидентов, предавшими советский народ, в первую очередь работами Льва Троцкого. Мощная американская пресса Хёрстов, симпатизирующая гитлеровской Германии, была пионером в применении этих методов, но остальные СМИ и политические элиты капиталистического мира не отставали от нее.

Деятельность Сталинского общества включала в себя: изучение и исследование трудов и деятельности Сталина; перевод материалов на другие языки и с других языков; публикацию материалов, связанных с этим изучением и исследованием; празднование и чествование важных событий в жизни Сталина; установление контактов с другими группами и отдельными лицами с целью выработки общей позиции по различным вопросам и совместной организации будущих мероприятий; установление контактов с аналогичными обществами и группами за рубежом с целью извлечения взаимной выгоды из опыта и сотрудничества.

Блестящая деятельность Сталинского общества на протяжении 30 лет во многом способствовала укреплению и сохранению революционного учения марксизма-ленинизма и дала прочную теоретическую основу основным работникам как Социалистической рабочей партии после ее создания в 1996 году, так и КПВБ-МЛ с 2004 года и далее.

За это время Харпал опубликовал свои фундаментальные работы по троцкизму и ленинизму, империализму и социал-демократии лейбористской партии, а также объединил работы по женскому движению, антиимпериалистической борьбе индийского, палестинского и зимбабвийского народов и критике многочисленных постколониальных и постсоветских войн империализма.

Социалистическая лейбористская партия, 1997-2004 гг.

Когда Тони Блэр шел к власти, он возглавил Лейбористскую партию, отменив пункт IV устава партии, который лживо обещал провести «национализацию средств производства, распределения и обмена» в Великобритании. Когда в 1996 году лидер шахтеров Артур Скаргилл в ответ на это «предательство» создал Социалистическую лейбористскую партию (СЛП), Харпал приветствовал ее создание как разрыв между рабочим классом Британии и социал-демократией — лейбористской партией, которую он считал главным социальным проводником британских капиталистов среди рабочего класса. Он понимал, что пункт IV никогда не был предназначен для реализации, и что лейбористская партия всегда и везде была ложным другом британских рабочих — «врагом внутри». Он был твердо убежден, что британские рабочие не смогут добиться прогресса, если не будут бороться с лейбористской партией и не разрушат ее власть над социалистическим и профсоюзным движением и всем рабочим классом.

В 1997 году Скаргилл пригласил Харпала и его товарищей вступить в свою вновь созданную партию и попросил Харпала выставить свою кандидатуру на всеобщих выборах. ACW (которая недавно объединилась с Ассоциацией индийских коммунистов и стала недолговечной Ассоциацией коммунистов GB (ACGB)) решила бросить вызов SLP и распустилась, а Харпал стал одним из ключевых лидеров партии, выставив свою кандидатуру на выборах в Саутхолле в 1997 году и еще раз в 2003 году.

Харпал посвятил себя борьбе за превращение SLP в боевую партию рабочего класса с марксистским пониманием и политическим видением. Он использовал свой пост секретаря по вопросам образования, чтобы организовать партийные школы и попытаться привлечь как можно больше членов к своим идеям. В частности, он убедил съезд партии в декабре 1997 года отказаться от «черной секции», которую отстаивала троцкистская фракция SLP, как разделяющую и оскорбляющую черных рабочих.

Харпал одним из первых распознал яд черного национализма и сепаратизма в рабочем движении и, будучи лидером IWA, постоянно писал и проводил кампании против него. Его многочисленные статьи на эту тему были собраны в книгу «Буржуазный национализм или пролетарский интернационализм?», которая стала ранним вкладом в борьбу против зарождающейся антимарксистской «политики идентичности». Харпал всегда считал, что борьба с расизмом не является исключительной задачей чернокожих рабочих, поскольку расизм — это ахиллесова пята, поражающая все рабочее движение, — секрет, с помощью которого капиталистический правящий класс удерживает власть над значительной частью белого рабочего класса. Поэтому бороться с ним должны все рабочие. «Я не черный коммунист», — сказал он. «Я коммунист, который к тому же оказался черным».

Когда стало ясно, что, несмотря на все усилия Харпала и его сторонников, SLP не может продвинуться дальше точки зрения «старых лейбористов» Скаргилла и «реформированного» капитализма, Харпал и его товарищи были вынуждены покинуть этот проект — необходимость чего стала ясной после массового исключения йоркширской части партии и половины руководства NEC по надуманным основаниям. Все встало на свои места, когда съезд SLP в 2003 году принял резолюцию, против которой выступил Артур Скаргилл, в защиту права социалистической Северной Кореи иметь силы ядерного сдерживания; аргументы в пользу этого предложения были выдвинуты Харпалом и его товарищами, которые работали в поддержку КНДР на протяжении многих лет. Вскоре после этого Артур и организовал исключения из партии.

Но время, проведенное с товарищами из SLP, не прошло даром. Это был организационный импульс, необходимый для основания первой с 1951 года подлинно революционной партии Великобритании — Коммунистической партии Великобритании (марксистско-ленинской) — КПВБ-МЛ .

Антивоенная и антиимпериалистическая кампания: «Остановим войну»

Находясь в рядах SLP, Харпал и его товарищи играли ведущую роль в противостоянии новой волне постсоветских колониальных войн, начиная с жестоких бомбардировок и расчленения Югославии НАТО в 1999 году и незаконного заключения, суда, пыток и внесудебных убийств ее лидера Слободана Милошовича. Товарищи принимали участие в колоссальном двухмиллионном марше против второй войны в Ираке в феврале 2003 года и были неотъемлемой частью коалиции «Остановим войну» (StW).

После образования КПВБ-МЛ новая партия присоединилась к Stop the War. Конечно, ее никогда не приглашали войти в руководящий орган StW или направить оратора на одну из ее платформ, таково было враждебное сектантство ревизионистов и троцкистов, которые «привели» антивоенное движение на колени лейбористской партии — той самой партии, которая и при власти, и вне ее никогда не отставала от консерваторов в продвижении, поддержке и финансировании войн.

Несмотря на это, партия убедила делегатов национальной конференции StW в 2009 году принять ее резолюцию о несотрудничестве с империалистическими военными преступлениями, но не смогла заставить StW действовать в соответствии с этой резолюцией, которую лидеры тихо замолчали. Коалиция, сильно введённая в заблуждение такими леволаборскими светилами, как Тони Бенн, Джереми Корбин и другие, терпела присутствие КПВБ-МЛ в своих рядах, пока не нашла повод исключить её в 2011 году из-за вопроса о Ливии.

Когда эта война готовилась, а буржуазные СМИ раздували истерическую пропаганду против революционного лидера Ливии полковника Муаммара Каддафи, руководство StW в составе Джона Риса, Линдси Герман, Криса Найнема, Эндрю Мюррея и др. дошло до того, что организовало демонстрацию у посольства Ливии в Лондоне, осудив полковника Каддафи как диктатора. К ним присоединились ваххабистские пехотинцы империализма, в отвратительной демонстрации пронатовского, проимпериалистического раболепия перед правящим классом. КПВБ-МЛ осудила эту провоенную деятельность и линию троцкистов и ревизионистов «Остановить войну» — и была быстро и неконституционно исключена из партии за «критику ее руководства».

Когда партия попыталась выступить на следующей ежегодной конференции против этого отвратительного поступка, ее товарищам было отказано в разрешении выступить, их перекричал и выгнал не кто иной, как «великая белая надежда» фальшивых левых Джереми Корбин (Jeremy Corbyn). Партия, разумеется, продолжила свою антивоенную работу вне этой обанкротившейся организации.

Благодаря своему пролетарскому интернационализу Харпала, антиимпериализму и личному мужеству, он отправился в Ирак перед наступлением лейбористов в 2003 году и в Ливию в 2011 году. Вместе с Эллой Рул и своим сомалийским и бельгийским товарищем Мохамедом Хассаном, который в то время состоял в PTB (Рабочей партии Бельгии), он побывал в Триполи, чтобы передать послание солидарности с ливийским народом — даже в тот момент, когда эта гордая независимая и развитая североафриканская страна подвергалась подлым бомбардировкам с воздуха со стороны неонацистских натовских люфтваффе.

Эти действия вызвали насмешки со стороны левых империалистов из нашего движения «Остановить войну» и троцкистского движения, стремящихся, как всегда, показать себя полезным инструментом лейбористской партии и британского правящего класса. Но его гордая и мужественная солидарность выдержала испытание временем, и мы благодарны ему за лидерство и верность делу угнетенных.

Без такого подхода британские рабочие никогда не увидят социализма.

Китай

Харпал и его товарищи ответили на многочисленные нападки на коммунистический Китай солидарностью и поддержкой. В частности, они основали кампанию «Руки прочь от Китая», когда нападки усилились в преддверии Олимпийских игр в Пекине в 2008 году.

Когда седьмой партийный съезд КПВБ-МЛ поручил Харпалу написать книгу о Китае, объясняющую социализм с китайскими чертами, Харпал снова взялся за серьезное изучение экономических и политических условий Китая и написал исчерпывающий анализ, который остается обязательным для чтения коммунистами.

Революционный захват земли в Зимбабве, 2000 год

В 2000 году лейбористский «министр государственного развития» (фактически колониальный секретарь британского империализма) Клэр Шорт окончательно и официально отказалась от обязательств Великобритании финансировать выкуп колониальных земель Зимбабве, захваченных колонизаторами у коренного черного населения. В Зимбабве поднялась вторая волна борьбы: ветераны вооруженной борьбы начали захватывать земли без компенсации, и после некоторых колебаний это было официально узаконено правительством Роберта Мугабе Zanu-PF.

Поднявшийся вой американских и британских империалистов был весьма громким, санкционное давление со стороны мирового капитала и пропагандистская война со стороны мировых СМИ (в первую очередь BBC) — весьма интенсивными. Угроза их правам собственности и продолжающаяся эксплуатация африканских масс и природных ресурсов были очевидны.

В 2004 году, будучи лидером SLP, Харпал объединил свои работы по Зимбабве в книгу Zimbabwe Chimurenga! — от лозунга народа шона «Памбери на чимуренга!», что означает «Победа освободительной борьбы!». Это была дань героической и победоносной борьбе зимбабвийских масс под руководством Zanu-PF, а также мощная полемика в оправдание конфискации земли без компенсации и ее раздела среди крестьянства.

В 2005 году Харпала пригласили присутствовать и выступить на съезде Зану-ПФ в честь 25-й годовщины освобождения Зимбабве, и он с радостью вернулся в теплые объятия зимбабвийских товарищей, которые, когда они вместе боролись в 1970-х годах, вплетали имена Харпала и его товарищей в свои освободительные песни на языке шона.

Харпал выступил перед полным составом участников пленарного заседания, вскоре после того как встретился и поприветствовал Роберта Мугабе после 25-летнего перерыва, в течение которого они шли разными путями — один в качестве национального лидера, другой — в качестве постоянного рядового революционного бойца в брюхе империалистического зверя.

Выступление Харпала потрясло аудиторию. В своей речи, которая транслировалась по телевидению на всю страну, Харпал напомнил, что народ Зимбабве завоевал свою независимость с оружием в руках, после ожесточенной и длительной борьбы, в которой он пошел на большие жертвы, и что он сделал это не для того, чтобы остаться слугой на своей собственной земле!

Они сделали это, чтобы получить контроль над природными минеральными ресурсами и землей своей страны. Британия не выполнила свою часть сделки, и единственным способом урегулировать историческую несправедливость колониального грабежа и кровопролития, а также расизма апартеида, в отсутствие обещанных репараций в размере 1 млрд фунтов стерлингов со стороны Британии, был революционный захват земли. Походя заметим, что это типично, что «лейбористское» правительство проводит политику более бесчестную и реакционную, чем торийское правительство Марагрет Тэтчер.

Изъятие земли Зимбабве у белых фермеров без компенсации и ее раздел между крестьянством были, кроме того, величайшим революционно-демократическим актом со времен захвата феодальных владений во Франции в результате Великой французской революции 1789 года.

Британия и США беспокоились не только о Зимбабве — тогда, как и сейчас, они стремились сохранить беззаконную монополизацию земли во всей Африке и своих бывших колониальных, а теперь неоколониальных владениях. В частности, их беспокоил пример, подаваемый зимбабвийскими массами и Зану-ПФ южноафриканским массам и АНК. Их также возмутил арест Марка Тэтчера за его колониальные эскапады в Экваториальной Гвинее и нарушение законов Зимбабве. Еще больше их возмутила революционная помощь, оказанная независимому правительству Демократической Республики Конго Лораном Кабилой. Благодаря этим шагам Африка вышла из эпохи колониального господства и унижения и сделала гигантский шаг в направлении подлинного и прочного экономического и политического освобождения и достоинства. Pamberi Na chimurenga! A luta continua!

Начав говорить, Харпал обратился к собравшимся делегатам с просьбой не прерывать его из-за громких и бурных аплодисментов, поскольку у него есть всего 15 минут на выступление, после чего товарищ Мугабе встал и заявил: «Для товарища Брара нет ограничений по времени!» Когда Харпал закончил выступление, под гром аплодисментов Мугабе поднял вверх экземпляр книги «Зимбабве Чимуренга!», которую подарил ему Харпал и которую он листал, и сказал: «Я знаю товарища Брара. Мы работали вместе во время освободительной борьбы, но потеряли связь; хорошо, что мы снова на связи! Мы не написали историю нашей собственной освободительной борьбы, но эта книга содержит такую историю. Вы все должны получить экземпляр и прочитать ее!»

Коммунистическая партия Великобритании (марксистско-ленинская)

Харпал и его товарищи всегда хотели заново основать коммунистическое движение Великобритании на прочной марксистско-ленинской основе, ибо без организации и революционного руководства, как показала вся их жизненная борьба и работа, у рабочего класса ничего нет.

«В борьбе за власть пролетариат не имеет другого оружия, кроме организации. Разъединяемый господством анархической конкуренции в буржуазном мире, придавленный подневольной работой на капитал, постоянно отбрасываемый в „низшие слои“ — в состояние полной нищеты, дикости и вырождения, пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса». (В. И. Ленин, Один шаг вперед, два шага назад, 1904)

Детали и причины создания были хорошо задокументированы во время первого съезда партии, состоявшегося в субботу 3 июля 2004 года в Саклатвала Холл, Саутхолл. [12]

Программа и правила партии были написаны Харпалом и приняты единогласно, закрепив ключевые уроки борьбы за создание СЛП и великого учения ленинизма, адаптированные к условиям Британии.

На протяжении 20 лет существования КПВБ-МЛ Харпал был руководящей силой, направлял и учил ее членов, сначала как председатель партии-основательницы (до восьмого съезда, когда он ушел в отставку из-за преклонного возраста). Однако до конца жизни он оставался активным членом центрального комитета и умер, гордясь своим членством в коммунистической партии.

Харпал, несомненно, был великим учеником Маркса и Ленина, признавая, что Великая Октябрьская социалистическая революция в России стала переломным моментом в культурном просвещении и свободе человечества. Критика троцкизма, защита революционного учения и руководства Иосифа Сталина, критика хрущевизма и ревизионизма, приведших к краху советского социализма, — вот те теоретические труды, которые Харпал оставил в наследство коммунистическому движению.

Долгая, бурная и порой тяжелая борьба КПВБ-МЛ направлена на то, чтобы отвоевать свое место в политической жизни Британии, вернуть британскому рабочему классу революционную традицию и траекторию, вернуть пролетариату его право по праву рождения как правящего класса и положить конец позорному периоду его ничтожного рабства и принудительного наемного рабства у капитала.

Полностью поддерживаемая Лалкаром и товарищем Харпалом, партия должна была заниматься всеми вопросами, стоящими перед британским и мировым пролетариатом, всеми тонкими и грубыми средствами, с помощью которых пролетариат удерживается в подчинении как класс. Резолюции съезда и выпуск газеты «Пролетарий», веб-сайт, собрания, видеосвязь и издательство, листовки, брошюры и книги отражают этот путь — и бессмертный вклад Харпала отражен во всех этих великих и непреходящих дарах пролетариату и человечеству.

Лалкар и КПВБ-МЛ рассматривали правильные подходы к иммиграции и расизму; шотландскому национализму и независимости; политике идентичности и черному сепаратизму против пролетарского интернационализма и солидарности рабочего класса. Они рассматривали вопросы буржуазного феминизма против освобождения женщин как части борьбы за социализм. Они рассматривали влияние последних тенденций трансгендерности и раскольнического влияния политики идентичности.

Они неустанно проводили кампании по разоблачению лейбористской партии и ослаблению ее влияния на британский рабочий класс. Они анализировали и разоблачали британский империализм и то влияние, которое он оказывает на британское рабочее движение. Они неустанно выступали за поддержку и победу палестинской освободительной борьбы, а также за изгнание англо-американского империализма и империализма ЕС со всего Ближнего Востока.

Они выступали за поражение британских империалистических правительств и партий тори и лейбористов и разоблачали их грязные колониальные войны в Ираке, Югославии, Сьерра-Леоне, Афганистане, Ливии, Сирии, Ливане и т. д. Они принесли солидарность народам социалистического мира, установив тесные связи с кубинским народом и Коммунистической партией Кубы, а также с Корейской Народно-Демократической Республикой и ее руководством в Трудовой партии Кореи.

Интернационализм

Хотя Харпал родился в Индии, он был настоящим великобританцем и великим лидером рабочего класса Великобритании. На протяжении всей своей работы и борьбы среди рабочих Великобритании он никогда не забывал, что пролетарский интернационализм — это единственное оружие, которое может обеспечить прочную победу над капиталом, и проявлял большой интерес к укреплению связей с коммунистическим движением во всех странах.

На протяжении многих лет Бельгийская рабочая партия (PTB) под руководством Людо Мартенса была тесной братской организацией. Именно Харпал побудил Людо отказаться от самостоятельно навешенного ярлыка «маоист» и считать себя марксистом-ленинцем.

Читая книги Лудо «Другой взгляд на Сталина» и «Бархатная контрреволюция», Харпал высоко оценивал интеллект и вклад своего товарища, но при этом мог мягко критиковать те моменты, где Лудо делал неоправданные уступки нарративу империалистов, особенно в том, что касается утверждения, что Сталин совершал «ошибки» — ошибки, которые никогда не уточняются, что не дает возможности установить, кто ошибается — Сталин или его «критики». Лудо принял критику.

Людо очень уважал Харпала, и их связывала тесная дружба до самой смерти. Людо остро чувствовал свою ответственность за освободительную борьбу в Конго, и ПТБ сильно пострадала, когда он переехал в Киншасу. Когда он вернулся, у него случился инсульт, и Харпал, Элла и Ранджит навестили его в Бельгии незадолго до его смерти. Несмотря на плохое самочувствие, он смог выразить сожаление о том, что его партия свернула в сторону социал-демократии и отошла от марксизма-ленинизма.

На какое-то время ежегодное мероприятие PTB, посвященное 1 мая, и международный семинар, организованный PTB в Брюсселе в то же время, стали центром внимания революционного коммунистического движения, пытавшегося примириться с распадом СССР и крахом восточноевропейских народных демократий. На этом форуме Харпал установил контакты с революционными коммунистическими группами и партиями из Европы, Америки и других стран, включая вновь образованные коммунистические партии в СССР.

Он часто выступал с докладами об СССР, империализме и многих аспектах текущей революционной работы и борьбы. Многие работы, речи, статьи, книги и брошюры Харпала были переведены этими товарищами и партиями на различные языки, включая французский, фламандский, немецкий, итальянский, испанский и португальский, а также корейский, хинди, пенджаби, урду, арабский, русский, венгерский, чешский и другие. Пока мы писали этот некролог, мы узнали, что наши товарищи из Union Proletaria (Испания) заканчивают работу над переводом и изданием знаменитого памфлета Харпала «Сионизм — расистское, реакционное и антисемитское орудие империализма».

Недавно основанная Всемирная антиимпериалистическая платформа заявляет о своем идеологическом долге перед работой и учением Харпала. Его дочь, Джоти, вместе со многими международными товарищами сыграла центральную роль в его работе.

Харпал ездил возлагать цветы на могилу Сталина в годовщину Великой Октябрьской революции и выступал на Красной площади, у стены Кремля, перед большой демонстрацией 7 ноября 1997 года. Он отметил, что многие красноармейцы внимательно слушали перевод его речи, которая заканчивалась словами о том, что в великой стране Ленина: «Социализм наступит, если не при моей, то при вашей жизни. СССР, несомненно, возродится, и, говоря словами великого русского драматурга Чернышевского, «на наших улицах будет радость и смех».

Харпал сохранил и применил великое учение и освободительную идеологию марксизма к коммунистическому движению и современным условиям Великобритании. Он прожил замечательную и плодотворную жизнь. Его наследие продолжает жить в его работах, в его книгах и статьях, в его обширной коллекции записей выступлений и презентаций, а также в новых поколениях британских коммунистических рабочих, которые пополняют ряды КПВБ-МЛ и прогрессивного движения.

Если бы Харпал мог сказать нам что-то одно, то это: «Храните партию, как зеницу ока». Он боролся за ее создание и становление в сложнейших обстоятельствах, после распада некогда могущественного СССР. Это дело всей его жизни, и он отдал ему всего себя. Это великий дар, который он оставляет нам: лучшее, что есть в Британии. Его работа актуальна для коммунистов всего мира, поскольку проливает свет на положение дел в Индии, Советском Союзе и Китае, а также на революционную культуру рабочего класса всех стран. Харпал был настоящим пролетарским интернационалистом.

Харпал творчески подходил к решению проблемы объединения революционной политики с массой британских рабочих. Для этого он работал, встречался, обсуждал и сотрудничал с величайшими революционерами и лидерами британского рабочего класса своего времени, среди которых Манчанда, Людо Мартинс, Роберт Мугабе, наши кубинские, корейские и китайские товарищи, Автар Джохал, Джагмохан Джоши, Артур Скаргилл, Фрэнк Кейв и Боб Кроу.

Но самыми великими и самоотверженными товарищами, его настоящими друзьями и товарищами всегда были те невоспетые герои: Мейсел (в политических кругах известная как Кэти) Шарп, Годфри Кремер, Айрис Слоли, Элла Рул, Дебора Лавин, Изабель Крук, Джек Шапиро и многие другие.

Вместе с Лениным Харпал понял, что «без революционной теории не может быть революционного движения». Именно этот лозунг он начертал на знамени «Лалкара». И это был проницательный способ Ленина перефразировать Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам».

Для Харпала учеба была практической частью политики. Без нее ни одна партия никогда не сможет добиться успеха в эффективном руководстве рабочим народом, чтобы положить конец его нынешнему состоянию рабства — рабству по найму. Харпал понял это очень рано, и его работа — вместе с работой КПВБ-МЛ, величайшим членом-основателем которой он был, — является тем непреходящим наследием, которое он нам оставил.

A luta continua!

Примечания

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс, Коммунистический манифест, 1848.

[2] Доклад В. И. Ленина пятому съезду РСДРП о петербургском расколе и вытекающем из него учреждении партийного трибунала, 1907 г.

[3] Второй конгресс Коммунистического Интернационала, доклады и речи В. И. Ленина, 1920.

[4] В. И. Ленин, «Что делать?», 1901.

[5] Когда Малкольм Икс посетил Сметвик после расистских выборов — Айна Хан, Al Jazeera, 21 февраля 2018 г.

[6] Письмо К. Маркса Зигфриду Мейеру и Августу Фогту в Нью-Йорк, 9 апреля 1870 г.

[7] Открыт зал «Саклатвала», Лалкар, январь 2000 г.

[8] Письмо В. И. Ленина американским рабочим, август 1918 г.

[9] Доклад И. В. Сталина на седьмом расширенном пленуме ВЦИК, декабрь 1926 г.

[10] К. Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, 1852.

[11] В. И. Ленин, «Детская болезнь левизны в коммунизме», 1920.

[12] Образование КПВБ-МЛ, Пролетарий, август 2004.

Теги: Ранджит Брар
Пред.

СОВЕТЫ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ

След.

Великая Отечественная война: что она для нас?

Похожие Статьи

СОВЕТЫ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ
Партия

СОВЕТЫ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ

16.04.2025
ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РАБОЧИХ
Рабочее движение

ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РАБОЧИХ

06.04.2025
НЕ ОТДАДИМ НАШЕ ВРЕМЯ!
Публицистика

НЕ ОТДАДИМ НАШЕ ВРЕМЯ!

09.02.2025
К ПЕРЕДОВОЙ РАБОЧЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ
Публицистика

К ПЕРЕДОВОЙ РАБОЧЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

18.08.2024
«Я НАЧАЛЬНИК — Я ТАК ВИЖУ!»
Профсоюзы

«Я НАЧАЛЬНИК — Я ТАК ВИЖУ!»

09.08.2024
След.
Великая Отечественная война: что она для нас?

Великая Отечественная война: что она для нас?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обратите внимание

Российская общественно-политическая газета «Народная правда»

Российская общественно-политическая газета «Народная правда»

26.02.2025
ТОМ 1 СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ М.В. ПОПОВА

ТОМ 1 СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ М.В. ПОПОВА

13.08.2021

Рубрики

  • Без рубрики
  • Библиотека
  • Газеты
  • Колдоговоры
  • Конференции
  • Красный университет
  • Маркс и Энгельс
  • Партия
  • Профсоюзы
  • Публицистика
  • Рабочее движение
  • РКР
  • Собрание сочинений М.В. Попова
  • Теория
  • Трудовые споры
  • Университет рабочих корреспондентов
  • Философия

Самое новое

О ЗНАЧЕНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ
Публицистика

О ЗНАЧЕНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ

11.05.2025
О роли Сталина в Великой Отечественной войне
Публицистика

О роли Сталина в Великой Отечественной войне

08.05.2025
Великая Отечественная война: что она для нас?
Публицистика

Великая Отечественная война: что она для нас?

08.05.2025
Некролог: Харпал Брар, революционный основатель Компартии Великобритании (Марксистско-Ленинской)
Рабочее движение

Некролог: Харпал Брар, революционный основатель Компартии Великобритании (Марксистско-Ленинской)

29.04.2025
СОВЕТЫ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ
Партия

СОВЕТЫ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ

16.04.2025
О ПАРТИЙНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПОНИМАНИИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТАКТИКИ
Партия

О ПАРТИЙНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПОНИМАНИИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТАКТИКИ

07.04.2025

О ФОНДЕ

Фонд Рабочей Академии (Фонд содействия обучению рабочих) зарегистрирован Министерством Юстиции России 28 декабря 1994 года. Фонд имеет задачей исследование и решение проблем развития отечественной промышленности, науки и образования, проблем теории и практики рабочего движения, а также содействие обучению рабочих в самом широком смысле слова. В настоящее время в рамках Фонда функционируют Красный Университет и Университет рабочих корреспондентов, проводятся занятия и консультации по вопросам выражения и отстаивания интересов рабочих, по сохранению и развитию отечественного производства, в том числе оборонного.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ

НОВОСТИ

О ЗНАЧЕНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ

О ЗНАЧЕНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ

11.05.2025
О роли Сталина в Великой Отечественной войне

О роли Сталина в Великой Отечественной войне

08.05.2025
Великая Отечественная война: что она для нас?

Великая Отечественная война: что она для нас?

08.05.2025

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ

©1994-2021 Фонд Рабочей академии (Фонд содействия обучению рабочих).

Нет результатов
Посмотреть все результаты
  • Главная
  • Аудиозаписи
  • Газеты
  • Библиотека
  • Красный университет
  • РКР
  • Рабочее движение
    • Профсоюзы
  • Трудовые споры
  • Колдоговоры
  • Профсоюзы
  • Конференции
  • Партия
  • Маркс и Энгельс
  • Философия
  • Контакты
  • Теория
  • Конференции
  • Публицистика

©1994-2021 Фонд Рабочей академии (Фонд содействия обучению рабочих).

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist