Часть 1 История
Довелось мне в сентябре 2023 года побывать на Кубе по туристической путевке. Здесь мечтает побывать не только каждый коммунист, чтобы прикоснуться к истории революции, посетить мавзолей Че Гевары, узнать об истории установления нового кубинского правительства во главе с Фиделем Кастро в 1959 году, но и просто миллионы туристов, которые хотят увидеть землю, открытую Христофором Колумбом 27 октября 1492 года. Кубинский архипелаг, состоит из одного большого острова, нескольких более мелких островов и сотен островков, поражает разнообразием своей флоры, красивейшей природой и тропическим климатом.
Туземное население Кубы было полностью истреблено после высадки испанцев и исчезло под натиском европейских колонизаторов. Пытаясь найти золото или серебро, в котором так нуждалась зарождающаяся капиталистическая экономика, группы кубинских индейцев принуждаемых к непосильному, многочасовому труду, исчезли почти полностью в шахтах и на плантациях подвергшись эксплуатации при выполнении непосильной работы. Конкистадоры не смогли найти на Кубе золота в шахтах, только небольшое количество намывалось в реках, но этот тяжелый труд выполнявшийся индейцами прекратился около 1542 года, вытесненный развитием скотоводства крупного рогатого скота, свиней и лошадей, это стало новой хозяйственной статьей, целью которой было как потребление, так и экспорт на новые, уже завоеванные территории континента.
В это время, губернатор Веласкес стал распределять земли индейцев между испанцами – членами своего войска. Это вручение земли подразумевало не юридическую собственность – земля принадлежала королю – но право её использовать, выплачивая монархам и церкви соответствующие налоги. Противоречие между легальным пользованием и отсутствием юридической собственности создавало в течении весьма долгого периода серьёзнейшие проблемы, в дальнейшем, для развития капитализма на Кубе. Вместе с вручением земель раздавали индейцев, чтобы обрабатывать эти земли. Известные под названием «энкомьенда», эти отношения связывали будучи оторванными от своей семейной и культурной среды. В слаборазвитом туземном обществе, не знавшем классовой эксплуатации, система энкомьенд, наряду с болезнями, занесенными европейцами, привела к подлинному истреблению индейцев, чьё естественное воспроизводство было насильно прервано.
Надо отметить важный момент сильно повлиявший на историю острова. Процесс зарождение кубинской нации начался с середины ХVI века, как процесс метизации, ввиду отсутствия белых женщин, причем потомки индианок и испанцев в тот начальный период по большей части входили в европейский сектор, а из-за ввоза африканских негров, поток которых возрастал и стал достаточно стабилен, они тоже включились в процесс метизации. Перемешивалась не только кровь, но и очень отличающиеся друг от друга миры испанской, индейской и африканской культур.
Экономическая эволюция острова шла медленно. До середины ХVIII века основное место занимало разведение крупного рогатого скота – как продукта питания и как основной торговой статьи. На территории острова преобладали огромные поместья животноводов. Однако с середины ХVIII века они начали испытывать конкуренцию товарного сельского хозяйства, в конечном итоге они были ликвидированы ввиду убыточности. Выращивание же табака не нуждалось ни в крупных капиталовложениях, ни в больших участках, и рост его потребления в Европе способствовал тому, что производство табака постоянно увеличивалось. К этому надо добавить выращивание растений для питания Гаваны. Таким образом, животноводческие поместья отступили под натиском более рентабельного сельского хозяйства.
Испанская торговая монополия, с образованием в 1566 году системы флотилий кораблей, которые собирались на рейде Гаваны, превратила последнюю в главный порт Нового света, «главный транспортный хаб», как сейчас можно было бы выразиться. Это привело к возникновению поразительного числа постоялых дворов и таверн, что способствовало развитию проституции, в особенности этим занимались рабыни-негритянки, которых посылали на ежедневный промысел их хозяева. Это так сильно вклинилось в народную память, что памятник им установлен на одной из площадей старой Гаваны. Система флотилий способствовала урбанистическому развитию столицы, и тут были построены церкви, монастыри, водопровод, множество домов.
В середине ХVIII века в системе монополий на Кубе был сделан новый шаг – была основана Гаванская королевская торговая компания с капиталами жителей Кубы и испанцев из Испании и с участием монархии. Компания вывозила и ввозила все товары, включая рабов. Её акционеры, спекулируя на производстве и реализации, получали сверх доходы, но они вкладывались лишь в урбанистическое и культурное развитие столицы, о чем свидетельствует появление, в том числе типографий и открытие Гаванского университета.
Важность Гаваны стала очевидна в 1762 году в ходе войны Франции и Англии, вспыхнувшей вследствие подписания между Францией и Испанией «Семейного договора». Англия захватила Гавану, высадив морской десант в 10000 человек. Испания, посредством обмена, через год вернула себе город, однако историки отмечают факт, что испанские чиновники не прикладывали усилий что бы удержать город, а жители — и белые, и черные, и даже рабы, под предводительством Антонио Гомеса отважно сражались против англичан. Таким образом кубинцы впервые доказали, что тесно связаны с этой землёй.
В течение целого столетия с конца ХVIII века до 1886 года, рабовладельческие плантации были определяющей производительной системой. Под рабовладельческой плантацией следует понимать социально-экономическую систему, производящую тропическое сырьё для мирового рынка на основе труда рабов, главным образом вывезенных из Африки. Плантации в большой степени покончили с традиционным поместьем, внеся связанные с ними идеи во все секторы кубинского общества.
В большой степени круг идей, складывавшийся вокруг системы плантаций, отвечал необходимости оправдать и сохранить рабство, и в период плантационного хозяйства, совпавшего с моментом пробуждения кубинского национального сознания, так же проявляются первые признаки национализма, несущего в себе идеи независимости, который характеризовал вторую половину XIX века. Главным идеологом этого периода был яркий представитель рабовладельческих кругов Франсиско Аранго-и-Парреньо сторонник буржуазного реформизма на Кубе, концепция, которую он продвигал отличала его растущую гордость за его принадлежностью к Кубе, хотя он смешивает испанскую родину с кубинской. Для него Куба – страна только белых, тех, составлял рождающуюся нацию — и работорговля и система плантаций были необходимы для развития острова в составе испанской монархии.
Ярким представителем новых веяний стал историк и социолог Хосе Антонио Сако. Упорный защитник кубинской нации, смелый обличитель язв колониализма, Сако возглавил молодых деятелей культуры, которые отражали требования промежуточных слоев кубинского народа. Они вели активную борьбу за отмену работорговли. Критика испанской правительственной системы во многом способствовала осознанию разными слоями населения бед колониализма. В итоге Сако высылают из страны и мелкобуржуазный реформизм 30-х годов постепенно затихает.
Буржуазный реформизм вновь с силой заявляет о себе в 70-е годы XIX века, когда система плантаций вступает в кризис, а сбыт товарного продукта сельского хозяйства всё более нацеливается не на испанский, а на американский рынок. В это время реформистская группа, теперь возглавляемая Хосе Моралесом Лемусом, выступает за различные экономические и политические реформы и компенсированную отмену рабства. Когда в 1866-1867 годы их призвали в Мадрид, их требования не нашли отклика у представителей монархии. Наоборот — выслушав реформистов, монархия ввела новый налог без отмены прежних. Проигнорированные метрополией, кубинские реформисты упустили последнюю важную историческую возможность, и на политической арене их сменили индепендисты – сторонники независимости.
Революция 1868 года, первая из трёх войн за независимость, началась под предводительством сахарозаводчика Карлоса Мануэля де Саспедеса 10 октября в Дамахагуа, её так же называют Десятилетней войной, она началась когда де Саспедес освободил своих рабов и опубликовал Декларацию независимости – «Манифест 10 октября». В независимой Кубе этот день отмечается как национальный праздник «Grito de Yara». Воспользовавшись фактором внезапности, буржуазная революция смогла устоять в первые месяцы своей жизни, и различные вооруженные группы, называвшиеся «мамби» приняли, 10-11 апреля 1869 года, в Гуаймаро, Конституцию, в которой учреждалась республика Куба, с применением классического буржуазного разделения на три ветви власти – исполнительную, законодательную и юридическую, при этом военный аппарат подчинялся первой. Саспедес был избран президентом Республики, и ее парламент занялся разработкой кодекса законов, заменивших испанское законодательство. В конечном итоге, после десяти лет борьбы, постоянных битв, кризисов, хронической нехватки ресурсов и в силу того, что Испания бросила против них войска, они стали примером несгибаемости, отказавшись принимать колониальную зависимость. В середине 1878 года завершился первый этап освободительной борьбы кубинцев; он не привел к созданию национального государства, однако был накоплен огромный военно-политический опыт, пригодившийся в будущем. Война закончилась поражением сторонников независимости. За ней последовала Малая война (1879-1880) и война за независимость Кубы (1895-1898), перешедшая в Испано-американскую войну, в ходе которой США захватили принадлежавшие Королевству Испания с XVI века Кубу, Пуэрто-Рико и Филлипины. Военные действия начались в период после взрыва броненосца «Мэн» в гавани Гаваны, что привело к вмешательству США в кубинскую войну за независимость. В результате США стали доминировать в Карибском регионе и захватили тихоокеанские владения Испании.
Первого января 1899 года на Кубе началась первая американская оккупация. Первым военным губернатором стал Джон Р. Брук. Начинался процесс «американизации» острова, образование перешло на английский манер и ввели изучение английского языка. Многие молодые люди поехали в США, чтобы стать дипломированными учителями. В политике начался процесс определения положения Кубы в отношении США. Сначала США попытались произвести аннексию острова, однако этому воспротивилось подавляющее большинство населения, которое высказалось за независимое государство. США искали формы, которые крепко свяжут остров с Вашингтоном в политическом плане. Были организованы выборы и избрана ассамблея. Ассамблея выражала различные позиции в отношении национального суверенитета, однако победили патриотические силы, хотя им пришлось пойти на уступки грубой силе США и принять поправку, ущемляющую кубинский суверенитет. Теперь США предоставлялось право вмешиваться во внутренние дела Кубы, когда они сочтут необходимым. США разрешалось иметь на острове морские базы.
Следующие тридцать лет кубинская экономика развивалась под влиянием мировых течений. Рост в период первой мировой войны сменился кризисом, из которого республика искала выход для своей экономики, основу которой составляла сахарная промышленность. В конечном счёте, невозможность решить капиталистические кризисы в условиях капиталистического товарного производства, привела Кубу к революции 30-х годов. Но сначала кубинцы попытались принять новую конституцию в феврале 1940 года. Надо отметить, что её активно продвигал Коммунистический революционный союз, который вошел в Конфедерацию трудящихся Кубы (КТК), однако оппозиционному блоку, в котором выделялись «аутентики», не удалось включить в конституцию свои основные статьи. Текст Конституции не отразил всех чаяний революции тридцатых годов, но в целом она носила прогрессивный характер.
Кубинская революционная партия («аутентики») находилась у власти два периода подряд, с 1944 по 1948 годы — при Рамоне Грау Сан-Мартине, и с 1948 по 1952 годы — при Карлосе Прио Сокаррасе. До них, ни одна другая правящая группа в национальной истории не сумела пробудить таких надежд и не пользовалась такими симпатиями масс. Реформистская программа «аутентиков», несмотря на ее очень ограниченные рамки, поддерживалась сотнями тысяч кубинцев, веривших, что наконец произойдёт «подлинная революция», которая преобразит жизнь страны. Вот на эту почву, подготовленную десятками и десятками борцов в 1953 году, пришли люди, внесшие величайший вклад в социалистическую революцию на Кубе.
Революция началась с атаки на казармы Монкада 26 июля 1953 года и закончилось 1 января 1959 года, когда Батиста был изгнан из страны, а города Санта-Клара и Сантьяго-де-Куба были взяты революционерами во главе с Че Геварой и заместителями Фиделя Кастро — Раулем Кастро и Убером Матосом.
После победы Революции многочисленная собственность Батисты и его приспешников была экспроприирована, выделены большие ресурсы на здравоохранение и образование, казармы переделали в государственные школы. В первые годы покупательная способность населения выросла, показатели роста были более 10%. Сахарное производство в 1959, 1960, 1961 равнялось в среднем 6,2 млн. тонн – намного выше предыдущего такого же показателя в 5,4 млн. тонн. Была проведена аграрная реформа и земля передана крестьянам. Провозглашение аграрной реформы обострило классовые противоречия в кубинском обществе и усилило начинающиеся столкновения с правительством США. США перешли к прямой и безжалостной агрессии, например ЦРУ начали создавать контрреволюционные группы из членов католических ассоциаций и традиционных партий. На это революция ответила созданием вооруженных отрядов народной милиции. Также восстановили свою работу революционные трибуналы (прекратившие работу в начале 1959 года), была введена конфискация имущества осужденных. Этот процесс сопровождался укреплением государства в сфере экономики: в марте и апреле 1960 года была создана Центральная хунта планирования (ХУСЕПЛАН) и Кубинский банк внешней торговли. Кроме того, ускорился процесс экспроприации латифундий, в том числе принадлежавших «Юнайтед Фрут Кампани». В начале февраля 1960 года в Гавану прибыл председатель совмина СССР Анастас Микоян, по окончании визита было подписано первое торговое соглашение с СССР.
Сегодня на Кубе трудные времена. 11 миллионов человек живут в блокаде, организованной империалистами во главе с США, которые проводят идеологию фашизма во внешней политике в отношении острова Свободы. За последние десятилетия из страны выехало до 4 миллионов человек. Раньше Советский Союз во всём помогал и поддерживал островное государство, но сейчас России и Китаю всё время мешает это делать их могущественный сосед. США мешает идеологически, они создают невыносимые условия, с целью усилить эмиграцию граждан Кубы за рубеж. Таким образом, они снижают мобилизационный ресурс страны и ВВП, экономическую способность противостоять империализму.
Чтобы облегчить страшную ситуацию, правительство решило ввести план на особый период, предварительно подготовленный на время войны, который среди прочего включает равное распределение скудных ресурсов. При этом, были закрыты промышленные объекты, государственные предприятия и центры обслуживания, включая транспортные маршруты, для которых не было ни сырья, ни необходимых энергоносителей, в большинстве своём экспортировавшихся из Восточной Европы.
В октябре 1991 года был проведен 4-й съезд Коммунистической партии Кубы, который существенно изменил руководящий состав, допустил принятие верующих в члены партии, предложил реформу Конституции, включающую прямое избрание депутатов, подтвердил принцип однопартийности и обосновал создание совместных предприятий с иностранным капиталом. Через несколько месяцев Национальная ассамблея внесла изменения в Конституцию 1976 года и обновила её прямым и тайным голосованием. Выборы и голосование доказали, что граждане поддерживают социалистический путь Кубы.
Герасимов Ф.М.
Член РПР
Ссылки на источник:
1. С.Г. Вилабой – доктор философии, историк, профессор Гаванского университета «Куба взгляд на историю» (2012), «История Кубинской Революции» (2005)
2. О.Л. Вега – доктор исторических наук, профессор, зам декана факультете философии Гаванского университета «Куба взгляд на историю» (2012), «История Кубы. Формирование и освобождение нации»