(Доклад Валентина Шамардина, члена РПР, на семинаре ФРА).
Впервые принципы рабочего контроля были сформулированы Парижской коммуной. В России после февральской революции стало возникать движение за рабочий контроль, который являлся формой вмешательства рабочих в капиталистическую экономику. А после победы Октября рабочий контроль рассматривался как одна из основных переходных мер от капиталистической организации хозяйства к социалистической [1].
30-е годы ХХ века были поистине героическим периодом истории нашей страны. Строился новый мир, ломались привычные представления о нормах производительности труда. Что ни день – в строй вступали новые заводы, электростанции, домны, мартены, создавалась современная тяжёлая индустрия. Рассмотрев опыт рабочего контроля в первую пятилетку (1928-1932), можно понять, во-первых, как достичь роста экономических показателей, во-вторых, кто способен обеспечить этот рост, и, в-третьих, кто заинтересован в этом росте.
Рабочее шефство и социалистическое совместительство
После победы Октябрьской революции большевики решали огромное количество задач: ликвидация безграмотности, политическое просвещение масс, агитация и пропаганда коммунистического способа производства и нового быта, управление социалистическими предприятиями и государством, обеспечение роста экономики. ВКП(б) ставила амбициозные цели, но в силу кадрового голода на административные должности назначали руководителей старой формации. Это было дорого, часто малоэффективно. Однако, как отмечал Ленин, «у нас есть чудесное средство…, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и располагать не может… – привлечение трудящихся, бедноты к повседневной работе управления государством» [2].
Так во второй половине 1920х гг. началась чистка гос. аппарата. Контроль фактического исполнения постановлений правительства в каждом звене его работы был возложен на широкие общественные массы – рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ). Было развёрнуто шефство фабрик и заводов над гос. учреждениями. Рабочие «от станка» привлекались к управленческой работе по совместительству со своей основой работой. Решения о повсеместном развёртывании рабочего шефства и соцсовместительства обсуждались и принимались съездами Партии, пленумами Центрального Комитета, Центральной Контрольной Комиссии, на сессиях Центрального Исполнительного Комитета, на секциях РКИ, в Совете Народных Комиссаров.
Всеобъемлющая поддержка правительства была обусловлена накалом классовой борьбы. К концу 1920х гг. агонизировало кулачество, нэпманы. Граждане, стремящиеся к нетрудовым доходам, попасть на «тёплые места» пролезали в аппарат государства диктатуры пролетариата, в органы, распределяющие материальные ценности. Кроме того, партия ставила задачу мобилизации всех ресурсов страны для ускорения темпов индустриализации, всемерного увеличения производственных возможностей промышленности, транспорта и сельского хозяйства [4].
Задачи РКИ
Главной задачей РКИ партия ставила практическое исправление проблем в госучреждениях, связанных с фактическим исполнением директив правительства и партии. Для решения этой задачи необходимо было
- определить единоличную ответственность в противовес круговой поруке;
- систематически проверять отчётность. В случае неудовлетворительного ведения отчётности поставить её, указать на недочёты и способы их устранения;
- систематически вести учёт. В случае отсутствия учёта, поставить его, указать на недочёты и способы их устранения;
- в кратчайшие сроки производить проверки;
- распространять опыт РКИ, в том числе о приёмах проверок, ловли на обмане итд.
К проверкам Рабкрина Ленин относился по-военному и использовал соответствующую терминологию: война, налёты, обстрел учреждений [3, 4, 6].
Опыт 30-х годов
Там, где проверки исполнения нет или она поставлена плохо, там, как показывает опыт, чаще всего возникают извращения и даже прямые нарушения наших законов [5]. Бюрократизм не терпит проверки исполнения [7]. Поэтому большой эффект давали массовые налёты шефских бригад. «Налётчики» состояли из рабочих «от станка», учащихся техникумов и ВУЗов общей численностью более 100 человек, объединённых компетенцией в проверяемой сфере, например в металлургии или в сельском хозяйстве.
Объектами налётов становились учреждения, на которые поступали жалобы. Налёт занимал 1-2-3 дня и действительно походил на партизанский рейд. Необходимо было скоординировать действия с местной парт. ячейкой, бригадами заводов-шефов, составить план работы, опросник с чёткими и конкретными вопросами, не допускающими кривотолков. Такие налёты давали «снимок» существующего положения, выявляли конкретные лица, тормозящие работу, заставали врасплох бюрократов и откровенных мошенников.
Из материалов налётов РКИ делала рационализаторские предложения, выявляла бюрократов и саботажников, придавала широкой огласке результаты своей работы в стенгазетах, заводской и центральной печати. Публикации о попытках обмана оказывали особый эффект.
Через вынесения постановлений соответствующих органов РКИ организовывали повторные проверки, заставляя гос. учреждения работать. Таким образом, РКИ в действительности несла не карательную функцию, а вела работу по искоренению бюрократизма, извращений в работе ведомств, наркоматов, фабрик, заводов и колхозов по выполнению директив правительства.
Об эффективности работы низового контроля рассказывают брошюры серии «В помощь массовому контролю» [5, 8]. Например, рассматривается проблема снабжения рабочих центров овощами. Такая задача затрагивает работу множества учреждений: Союзплодоовощ, совхозов и колхозов, наркомата путей сообщения, местных советов. Всего под «обстрел» попали 15 объектов. Для обеспечения города, рабочих, детей питанием необходима слаженная работа всех учреждений, нарушения здесь преступны. Проверка выявила чудовищно наплевательское отношение к столь ответственному распоряжению. Одни подписывали бумажку 5 дней. Другие относились к задаче формально, мол, здесь зона моей ответственности заканчивается, дальше я и пальцем не пошевельну. У третьих по бумагам есть овощехранилища, а по факту эти помещения непригодны для хранения овощей и вообще затоплены. Четвёртые срывают сроки. Другие понятия не имеют в каком состоянии пребывает тара для хранения овощей. По результатам проверки выяснилось, что мешки не просушивались и гнили, бочки пустовали, ящики попросту сжигались, вагоны подолгу не разгружались, были обнаружены неучтённые пустующие помещения. Овощи портились, город снабжался плохо.
В металлургии, рассматривая южные районы, РКИ также выявили косность, бюрократизм, нежелание работать администрации заводов, представителей наркоматов путей сообщения, водного транспорта, труда, треста «Металлолом» и др. Так, готовая продукция и даже импортные станки нередко стояли под открытым небом. Чёрный и цветной лом не сортировался. Дворы, цеха были захламлены ломом, браком. На свалках в горелой земле можно было найти металлическую стружку, огнеупорный кирпич и даже целые слитки годного металла весом в несколько тонн и готовую продукцию. На складах валялись забытые станки, инструменты. Одни рабочие площади пустовали, другие были перегружены. Под ногами валялись стружка и прочие отбросы. На некоторых предприятиях грузы всё ещё переносились вручную. Для сортировки прокатной стали использовали необоснованно высокую точность, от чего эта сортировка была медленной.
РКИ, изучив опыт и показатели передовых предприятий, а также положение на отстающих, добивались повышения норм выработки, повышения производительности, снижения себестоимости и цен на готовую продукцию довольно незамысловатыми приёмами. Предлагалось
- очищать дворы и цеха от хлама;
- механизировать погрузочно-разгрузочные работы;
- выносить столовые, бани, помещения для собраний и пр. из цехов;
- выявлять неисправную технику, ремонтировать её или сдавать в утиль;
- сократить простои на железной дороге;
- уменьшить время разгрузки вагонов;
- сбор брака, стружки и прочего вести в раздельные ящики;
- вывозимую землю очищать от металла электромагнитами;
- разработать календарь вывоза лома и согласовать его с наркоматами путей сообщения и водного транспорта;
- наладить работу комсомольских, пионерских организаций, а также агитацию на селе и среди единоличников, в вопросе сбора лома;
- сделать соответствующие выводы и в отношении виновных.
Перечисленные меры не затрагивают никаких капитальных затрат, то есть требуют только вовлечённой работы администрации на местах. Но РКИ не ограничивались такой оптимизацией. Зная положение на многих предприятиях и вообще в отрасли, инспекторы составляли планы реконструкции цехов, ввода нового оборудования, переброски рабочей силы и станков, прокладки железнодорожных путей, предлагалось даже перепрофилирование предприятий. Для этого составлялось экономическое обоснование: подсчитывались затраты на перестройку и цены на готовую продукцию. Экономический эффект достигался в течение нескольких месяцев.
Выводы
Многие показатели, такие как выпуск различной продукции цеха или завода в целом, производительность на квадратный метр, снижение брака, снижение простоев были улучшены на 150-250% и более. В центр направлялись встречные планы, основанные на данных проверок. Администрация зачастую красноречиво молчала на вопросы РКИ, безоговорочно подписывала отчёты РКИ и была принуждена принимать их предложения. То есть низовой контроль заставлял бюрократов работать, выполнять свои прямые обязанности. Советская власть в 1930е годы в том числе через рабочее шефство обеспечила среднегодовой рост экономики в 14,5%, который буржуазные экономисты называют чудом [9]. СССР в тот период представлял собой монополию, в которой каждый наркомат, ведомство и крупное предприятие были связаны единым планом, заданиями. И был контроль, обеспечивающий выполнение партийных и государственных директив.
Сегодня у буржуазной России нет ни государственной монополии, ни плана, действует мораторий на проверки бизнеса. Этот мораторий имеет весьма расплывчатую формулировку в части исключений [10]. В результате государство диктатуры буржуазии распоясалось настолько, что в период проведения СВО, когда само существование класса буржуазии стоит под угрозой, имеются факты закрытия оборонных предприятий [11], срыва оборонных заказов, нехватки рабочей силы. Проблемы были и в 1930е, но благодаря контролю эти проблемы быстро выявлялись и устранялись. Такова разница в эффективности социалистической и капиталистической экономик.
Тем не менее говорить о допуске рабочих к контролю за работой буржуазных органов власти и предприятий при нынешнем уровне организации рабочего класса можно и нужно. Рабочие могут и должны организовываться в борьбе за улучшение условий труда. Ведь только они кровно в этом заинтересованы. Это рабочим приходится перемещать грузы, дышать пылью, работать стоя, в жару и в мороз, в грязи, в условиях шума, вахтовать в бытовках. А не перекладывать бумажки и писать отчёты в уютной конторе. Во-первых, сегодня рабочие могут за небольшие деньги в течение нескольких дней пройти курсы по обучению СОУТ. Такие рабочие через профсоюз могут сами осуществлять соответствующие проверки и заставить работодателя соблюдать трудовое законодательство. Во-вторых, рабочие могут изучать Трудовой кодекс, не позволяя работодателю нарушать законы буржуазного трудового права. Например, грамотные и организованные рабочие вправе приостановить работу до устранения нарушений охраны труда. В-третьих, рабочие могут через профсоюз организовать распространение собственного СМИ – стенгазету, и использовать её для агитации и пропаганды. В-четвёртых, рабочие могут обращаться с жалобами о нарушениях в Прокуратуру и СМИ. Опыт показывает, что сама попытка рабочих организоваться в профсоюз уже толкает работодателя на существенное увеличение зарплаты [12].
Ну и конечно главное оружие рабочих в борьбе за улучшение условий труда – коллективный договор. В нём можно обязать работодателя выполнять любые требования, не ухудшающие Трудовой кодекс. Основные требования, предлагаемые РПР – сокращение рабочего дня до 6 часов и увеличение зарплаты до стоимости рабочей силы, о чём мы неустанно повторяем. Но в условиях СВО рабочие посредством кол. договора способны принудить работодателя организовывать курсы подготовки новых кадров, заниматься гражданской обороной, обновлять оборудование и многое другое. История учит, что только рабочие могут контролировать, а значит и управлять, этой работой.
Источники
- Принято положение о рабочем контроле, Президентская библиотека;
- В.И. Ленин «Удержат ли большевики государственную власть?», 1917;
- В.И. Ленин «К вопросу о задачах Рабкрина, их понимании и их исполнении», 1921;
- В.И. Ленин «Как нам реорганизовать Рабкрин», 1923;
- Греков А., Киселёв В. «Опыт массовых проверок фактического исполнения», 1931;
- В.И. Ленин ПСС, т. 43, с. 327–328;
- Греков А. «Памятка для шефских бригад», 1932;
- Пономарев В.П. «РКИ в борьбе с потерями на производстве», 1931;
- А. Галушка, А. Ниязметов, М. Окулов «Кристалл роста к русскому экономическому чуду», 2021;
- Постановление Правительства России от 14 декабря 2023 №2140;
- 12 военных заводов обанкрочены – есть ли шанс их возродить?, Регнум;
- Статья «Трудовые будни рабочего профсоюза», Народная правда №1 (195), 2024.