Слушательница 2 отделения
Красного Университета Фонда рабочей Академии
участница белорусского марксистского клуба «Общее дело»
Морозова Елена Николаевна
Донаты — лучшее оружие пролетариата? Или блогер в опасности — рабочие и трудящиеся, дайте грошей!
Многие левые организации, блогеры часто просят у подписчиков финансовой помощи для осуществления своей деятельности. Как к этому стоит относиться? Надо ли помогать? Давайте попробуем разобраться. Но без диалектики, без классового подхода нам не обойтись.
После разрушения СССР и победы контрреволюции в 1961 году, Россия, Беларусь и все остальные бывшие социалистические республики оказались в капиталистической общественно-экономической формации. 90-е годы — период, когда общественное богатство, созданное трудом нескольких поколений советских граждан, активно делилось между зародившимся классом отечественной буржуазии и буржуазией империалистических государств. В этот период безудержного дележа советского наследия антикоммунистическая пропаганда велась особенно яростно. Втаптывалось в грязь и осквернялось всё, что когда-то связывалось с советским прошлым и являлось предметом гордости и восхищения. Буржуазии необходимо было любой ценой дезорганизовать, идеологически разоружить рабочих и трудящихся. Не дать им возможности разобраться и опомниться в период этой вакханалии безудержного грабежа. Но события на мировой арене, начиная с бомбардировки и расчленения на мелкие кусочки Югославии, вторжения в Ирак, Ливию, Сирию, чередой государственных переворотов в Северной Африке и Ближнем Востоке, называемых «арабской весной», заставили нашу буржуазию изменить свою пропаганду. Отечественная буржуазия постепенно росла и укреплялась. Ей не хотелось попадать под полное подчинение империалистических держав. До неё стало медленно доходить, что система мирового империализма, из которого благодаря Великой Октябрьской социалистической революции была вырвана Российская империя, никуда не делась. А подчинение империалистическим державам слабых стран стало еще более изощренным и агрессивным. Класс буржуазии хорошо организован, но его представители малочисленны. Чтобы защитить свои интересы и удержать господство, им необходима поддержка трудящихся классов. Многие граждане, столкнувшиеся с трудностями либерально-рыночных реформ на личном опыте, сохранили просоветские взгляды. Их можно было использовать как альтернативу движению, спонсируемому западным финансовым капиталом, которое получило название «белоленточное». Это нашло своё отражение в буржуазной надстройке. В средствах массовой информации стали появляться передачи, показывающие альтернативную точку зрения на наше советское прошлое. Большой резонанс в обществе вызвали такие телевизионные передачи, как «Суд времени», «Исторический процесс», где впервые перед многомиллионной аудиторией был дан отпор антикоммунистической пропаганде, разоблачалось много мифов на советскую историю. Стали появляться проекты по объединению просоветски настроенных людей. Ярким таким примером по объединению граждан был проект “Суть времени” Сергея Кургиняна, сумевший объединить значительное число людей на постсоветском пространстве. У населения стал появляться интерес к изучению истории и марксистско-ленинской теории. Большую роль, как сочувствующего левым идеям, сыграл интернет-канал Дмитрия Юрьевича Пучкова. Именно благодаря ему получили известность многие левые блогеры, историки, публицисты. С этого периода начали активно развиваться различные левые организации, кружки, сообщества. Вторым важным событием, которое пробудило интерес к левым идеям, стал фашистский переворот на Украине и приход к власти крайне националистически настроенных сил, контролируемых США. В дальнейшем, после 2020 года и особенно после начала СВО отечественная буржуазная пропаганда для сплочения трудящихся классов стала всё больше обращаться за положительными примерами к советскому прошлому.
Из изучения марксистско-ленинской теории ясно, что для того, чтобы преодолеть капитализм и перейти в коммунистическую формацию, необходим организованный пролетариат, рабочий класс крупных промышленных предприятий. Потому что только рабочий класс, только пролетариат, как писали классики, в силу своего экономического положения, в силу своей организованности на крупных предприятиях может руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала. Только диктатура пролетариата может удержать власть и вести борьбу за уничтожение всяких классов до полного коммунизма. Важно, чтобы рабочий класс, работая на капиталистических предприятиях, сначала научился организовываться и вести борьбу за улучшение своего экономического положения через профсоюзы. А в дальнейшем через забасткомы своих предприятий рабочие смогли организовать городские Советы. Как писал Ленин: «Если бы народное творчество русской революции, прошедшее через великий опыт 1905 года, не создало Советов еще в феврале 1917 года, то ни в каком случае они не могли бы взять власть в октябре, так как успех зависел только от наличности уже готовых организационных форм движения, охватывающих миллионы. Этой готовой формой являлись Советы, и потому то сплошное триумфальное шествие, которое мы пережили, ибо новая форма политической власти была уже наготове, и нам оставалось только несколькими декретами превратить власть Советов из того эмбрионального состояния, в котором она находилась в первые месяцы революции, в форму законно признанную, утвердившуюся в Российском государстве, – Российской Советской республике. Она родилась сразу, родилась так легко потому, что в феврале 1917 года массы создали Советы раньше, чем какая бы то ни было партия успела провозгласить этот лозунг. Само глубокое народное творчество, прошедшее через глубокий опыт 1905 года, умудрённое им, – вот кто создал эту форму пролетарской власти» [1]. И, наконец, самое важное, должна быть высшая форма организации пролетариата, её передовой отряд – партия. Партия пролетариата или рабочего класса должна соединять научный социализм с рабочим движением, должна обобщать и направлять работу других организаций пролетариата (профсоюзов, коопераций и т. д.). Без этого всего пролетариат не сможет добиться своего освобождения ни в смысле взятия власти, ни в смысле переустройства капиталистического общества. Но для блогеров это не те задачи, на которые они будут тратить свои усилия, проще зарабатывать на левой повестке, не беря на себя никаких обязательств и ни перед кем не отчитываться, а пролетариат пусть как-нибудь сам организовывается, это же его главная задача, “я-то тут причём”.
Несомненно, организационные задачи для пролетариата очень непростые и весьма тяжёлые, особенно в постсоциалистический период. Пролетариат дезорганизован, он разучился вести борьбу и отстаивать свои экономические интересы, не говоря уже об интересах политических. Рабочие еще не осознают себя как класс и могут быть использованы в интересах буржуазии, особенно более могущественной буржуазией империалистических держав, как мы это наблюдали с 2014 года на Украине и в 2020 году в Беларуси.
Но, как мы знаем из диалектики, развитие, в том числе человеческого общества, движется не прямолинейно, а по спирали, от низшего к высшему, простого к сложному, через противоречия, точнее, через борьбу и единство противоположностей. Такими моментами, противоречиями в развитии выступают прогрессивное и регрессивное движения. Если движение в развитии совпадает с направлением развития, то это прогресс, если нет, то это регресс. Ход человеческой истории нельзя остановить, поэтому в любом случае рано или поздно, через череду революций и контрреволюций человеческое общество всё равно придёт к коммунизму. Капиталистической формации потребовалось около 400 лет, чтобы победить феодализм и установить своё мировое господство. Как бы ни была еще слаба новая прогрессивная коммунистическая теория, как бы ни был хорошо организован класс капиталистов, как бы ни был он силён на первых порах, но регрессивная капиталистическая формация всё равно будет повержена, и новое, более передовое пробьёт себе дорогу. Важно, рассматривая какой-либо процесс или явление в общественной жизни, всегда помнить о диалектике, искать противоречия, находить прогрессивные или регрессивные моменты.
Как уже рассматривалось выше, в связи со многими событиями на мировой арене нашей буржуазии пришлось показать альтернативную точку зрения в противовес антикоммунистической пропаганде. В этом был прогрессивный момент, но есть и регрессивный. Поскольку мы живём в условиях капиталистических производственных отношений – всеобщем товарном производстве или товарном производстве на той стадии, когда рабочая сила становится товаром, то самым главным в общественном хозяйстве становится получение прибыли. Или, говоря словами Маркса: “Цель капиталистического производства – обогащение, приумножение стоимости, её увеличение, следовательно, сохранение прежней стоимости и создание прибавочной стоимости” [2]. Для капиталиста все может стать товаром, если это приносит ему прибыль. Как метко сказал Ленин: “Всё, не только земля, но и человеческий труд, и человеческая личность, и совесть, и любовь, и наука — всё неизбежно становится продажным, пока держится власть капитала” [3]. Поэтому часто можно наблюдать такую картину, когда многие интернет-сообщества, блогеры, называющие себя коммунистическими, попадают в зависимость от капитала и, в том числе несознательно, становятся служителями его интересов посредством различных источников монетизации своего видеопродукта. Многие люди, которые стали так называемыми «лидерами общественного мнения» в области марксизма и получили известность в СМИ, публикуют свои материалы или их часть только за вознаграждение. Некоторые нам могут возразить: “мы делаем платным лишь развлекательный контент”, однако, как правило, такой развлекательный материал содержит в себе анализ тех или иных политических либо культурных явлений, фигур, событий и фактически тоже является пропагандой. Если ограничить доступ к этому материалу только теми, кто уже знаком с вами и поддерживает левые идеи, то он останется незамеченным. Хотя он мог бы привлечь новую аудиторию, которая интересуется темами, поднимаемыми в развлекательном контенте.
Есть и другой отрицательный момент. Блогер начинает свой путь как мелкая буржуазия, интересы которой постоянно колеблются между пролетариатом и буржуазией. Но накопив себе “медийный капитал” и начав нанимать видеомонтажёров, видеооператоров, «лидеры общественного мнения» фактически занимают противоположные пролетариату классовые позиции, становясь капиталистами. При этом некоторые из них поступают еще хуже, чем обычные капиталисты, когда за маркой общественного дела идёт скрытая эксплуатация; где участникам производства контента вообще ничего не платят, а весь доход от деятельности забирают лично себе, что можно сравнить с ситуацией в секте. Альтернативой работе на отдельных блогеров-буржуа, как за плату, так и бесплатно, может быть только объединение марксистов в коллективы и, соответственно, коллективная деятельность, направленная на достижение общей для всех участников коллектива цели — борьбе за интересы рабочего класса..
Следующий негативный момент. Имея большой охват аудитории, такие медиаперсоны становятся лидерами мнений по тому или иному вопросу. Они полагают, что свободны и независимы в продвижении и выборе своего материала. Но это не так, им приходится делать то, что наиболее финансово выгодно, попадая в зависимость от своей аудитории и делать то, что будут смотреть. Также нет нужды усложнять свой контент, это может отпугнуть аудиторию. Наоборот, выгодно делать максимально простой медиапродукт, который будет понятен даже неискушённому зрителю. Это может привести к созданию контента низкого качества, требующего меньше затрат при тех же материальных выгодах, вплоть до скатывания в сделанные наспех «реакты», причем даже не на политических противников или других левых, а на ТВ-шоу про маргиналов и подобное.
Как уже говорилось, в капитализме всё может стать товаром, все может продаваться и покупаться, блогеры в этом не являются исключением. Поэтому их часто могут использовать для продвижения интересов крупного капитала.
Если вы, к примеру, считаете, что то медийное лицо которому вы помогаете, действует от лица партии (организации) и борется за интересы рабочего класса, то все доходы полученные от его медийной деятельности будут идти на партийные нужды, а не ему в карман..Также то, что он говорит общественности, будет являться позицией той организации, которую он представляет. Но в таком случае это лицо уже не может считаться блогером, поскольку действует не от себя лично, а в соответствии с интересами коллектива.
Левый блогер не ставит своей целью создание организации для помощи пролетариату, его цель — личное обогащение за счёт аудитории. А если этот блогер кому-то с барского плеча поможет, например, купит гуманитарную помощь с собранных донатов, то он уже просто герой. И у трудящихся создаётся некая иллюзия деятельности — подписался на канал, занёс денежку, и ты уже не просто зритель, а борец с несправедливостью за светлое будущее, игнорируя настоящую борьбу. Забывается напрочь, что историю делают не великие личности и даже не группы, а массы. Как пелось в “Интернационале”:
Никто не даст нам избавленья —
Ни бог, ни царь и ни герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Что же делать в такой ситуации? Во—первых нужно самим изучать марксистско-ленинскую теорию, много читать, стараться разобраться во многих вопросах, обращаясь за помощью к классикам: Марксу, Энгельсу, Ленину, Сталину, которые на практике доказали верность своей теории, заниматься в кружках, Красном университете, объединяться с товарищами в трудовых коллективах для отстаивания своих интересов. Если вы по каким-либо причинам не можете этого делать, но хотите помочь коммунистам, хотите ускорить переход в коммунистическую формацию, а в истории рабочего движения всегда находились люди сочувствующие, готовые помочь рабочим и трудящимся, то в первую очередь стоит помогать коллективам и организациям, которые действительно, не только на словах, борются за интересы рабочего класса, где видны их цели и задачи. А если кто-то лично захочет воспользоваться авторитетом данной организации и использовать оказанную финансовую помощь в каких-то своих личных интересах, такое стараются сразу пресекать и наказывать.
Подводя итоги всему вышесказанному, следует напомнить, что самое главное оружие пролетариата – это его организованность и владение новой, передовой марксистско-ленинской теорией. Как говорил Маркс: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» [4]. Поэтому настоящий коммунист, который действительно борется за интересы рабочего класса, зная, что необходимо как можно шире продвигать марксистско-ленинскую теорию в массах, никогда не будет ограничивать её продвижение, а тем более требовать за это деньги у рабочих и трудящихся. Ограничение контента платной подпиской на “boosty”, “patreon” и т.д. это и есть ограничение продвижения коммунистической позиции. Тут, как в анекдоте про такси, одно из двух – шашечки (получать деньги) или ехать (продвигать идеи максимально широко).
Прогрессивные интеллигенты, не занятые тяжёлым, изнуряющим, отупляющим физическим трудом на фабриках и заводах, должны всеми силами помогать, отдавая себя служению самому передовому классу – пролетариату, единственному классу, способному открыть дорогу к новому светлому будущему, освободить всё человечество от всякой эксплуатации человека человеком, от ига капитала. Быть для пролетариата прожектором, освещающим ему путь к истинным знаниям. В завершение хотелось бы закончить словами Энгельса из работы «Развитие социализма от утопии к науке»: «Совершить этот освобождающий мир подвиг – таково историческое призвание современного пролетариата. Исследовать исторические условия и самую природу этого переворота и таким образом выяснить призванному к его совершению, ныне угнетённому классу условия и природу его собственного дела – такова задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением пролетарского движения» [5].
[1].В.И. Ленин.Седьмой экстренный съезд РКП(б) (Ленин В.Избранные сочинения, т. 8, с. 85–86).
[2] К.Маркс. Производительность капитала. Производительный и непроизводительный труд. (Маркс К. Энгельс Ф. ПСС, 2-е издание, т.26-1, с.408).
[3] В.И. Ленин. Проект речи по аграрному вопросу во второй гос. думе (Ленин В.ПСС, 5-е издание, т. 15, с.159)
[4] К.Маркс. К критике гегелевской философии права. (Маркс К. Энгельс Ф. ПСС, 2-е издание, т.1, с.422).
[5] Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке. (Маркс К. Энгельс Ф. ПСС, 2-е издание, т.19, с.245).