В мировом коммунистическом движении теоретическое обоснование национальный вопрос получил в эпоху зарождения наций, которая шла параллельно с развитием капитализма и товарного производства. Для пролетариата всех стран стало необходимостью разрешение национального вопроса и практическое претворение его в жизнь. Особую важность тема национального вопроса приобрела во время Первой Мировой войны, а также в период первой в мире социалистической революции в России (Великой Октябрьской Социалистической Революции), становления советского государства и его дальнейшего развития. Основоположники научного социализма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) не раз поднимали в своих работах тему национального вопроса и его разрешения. Основательно развил и раскрыл тему национального вопроса И.Сталин в своей работе «Марксизм и национальный вопрос», которую высоко оценивал В.Ленин.
Сталин, намечая пути к решению национального вопроса в России, делал вывод о том, что его решение напрямую будет зависеть от переживаемого Россией настоящего момента, условий в которых она находится. А это означало брать во внимание: 1) что в Российской Империи произошла первая социалистическая революция в мире, вследствие чего власть в свои руки взяли трудящиеся и крестьяне, классы ранее угнетаемые и подавляемые; 2) что Советскую Россию окружают империалистические хищники, готовые в любой момент оторвать кусок от неокрепшего социалистического государства; 3) что необходимо учесть право наций на самоопределение, вплоть до отделения, как один из основополагающих принципов построения социализма; 4) что на территории Советской России проживает более ста национальностей и у каждой из них своя культура, язык, традиции; 5) что образовавшиеся на окраинах буржуазные правительства, проникнутые враждой к социалистическому правительству в центре, всячески будут стараться ему навредить.
В своей работе Сталин последовательно рассматривает основополагающие принципы коммунистической партии к решению национального вопроса и ошибки, которые необходимо избегать трудящимся. Подходя научно к исследованию столь непростого вопроса, Сталин дает определение нации.
Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.1
Только наличие всех признаков, взятых вместе, дает нацию, уточняет Сталин. Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец. Нация складывается только в результате длительного и регулярного общения, в результате совместной жизни людей из поколения в поколение. А длительная совместная жизнь невозможна без общей территории. Общность территории сама по себе еще не дает нации. Для этого нужна, кроме того, внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое.
Вслед за процессом формирования наций начало обретать силу национальное движение, а вместе с ним национализм как сопутствующее национальному движению явление. Сила национального движения определяется степенью участия в нем широких слоев нации, пролетариата и крестьянства. Станет ли пролетариат под знамя буржуазного национализма – это зависит от степени развития классовых противоречий, от сознательности и организованности пролетариата. У сознательного пролетариата есть свое собственное испытанное знамя, и ему незачем становиться под знамя буржуазии.
Иосиф Виссарионович отмечал, что главным действующим лицом национального движения является господствующий класс командующих и оттесненных наций, а именно – буржуазия: «Основной вопрос для молодой буржуазии – рынок. Сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности – такова ее цель. Отсюда ее желание обеспечить себе “свой”, “родной” рынок. Рынок – первая школа, где буржуазия учится национализму»2
Национализм местной буржуазии напрямую зависит от нахождения буржуазии иной национальности в том или ином регионе, которая пытается побить местный правящий класс. Как пример, Сталин приводит грузинский национализм, который не был направлен против русских, поскольку в Грузии не была развита крупная русская буржуазия и помещики, но в то же время в Грузии ярко проявлялся антиармянский национализм в силу того, что в данном регионе широко представлена крупная армянская буржуазия. Иногда буржуазия пытается вовлечь в свою борьбу пролетариат, прикрываясь лозунгами гармонии интересов пролетариата и буржуазии одной нации, стараясь показать, что борьба господствующих классов имеет «общенародный характер». Это создает благодатную почву для лживой проповеди о «гармонии интересов», для затушевывания классовых интересов пролетариата, для духовного закабаления рабочих. Тем самым ставится серьезная преграда делу объединения рабочих всех национальностей.
Кроме того, политика националистических репрессий одной национальности против другой, выражающаяся в ограничении свободного передвижения, лишении избирательных прав, стеснении языка, сокращении школ, на этом зачастую переходит к “системе” натравливания наций, к “системе” резни и погромов. Конечно, последняя не везде и не всегда возможна, но там, где она возможна, – в условиях отсутствия элементарных свобод, – там она нередко принимает ужасающие размеры, грозя потопить дело сплочения рабочих в крови и слезах.
В Советском Союзе не было никаких следов национальной розни, резни, национальной грызни, ненависти. Национализм мог проявляться в той или иной степени, поскольку национализм является отпечатком капитализма в советском обществе. С этими отпечатками и предстояло вести борьбу трудящимся. И борьба была успешна, поскольку ни одна национальность не была угнетена и задавлена.
Говоря о национальной ненависти, которая наиболее резко проявляется в межнациональных конфликтах, Ленин подчеркивал, что реальные интересы торговой и промышленной буржуазии составляют главное основание этой ненависти. Поэтому рабочие должны и будут бороться против политики угнетения наций во всех ее видах, от самых тонких до самых грубых, как и против политики натравливания во всех ее видах. Поэтому коммунистическое движение всех стран провозглашает право наций на самоопределение.
Право на самоопределение подразумевает, что только сама нация имеет право определить свою судьбу, никто не имеет права насильственно вмешиваться в жизнь нации, разрушать ее школы и прочие учреждения, ломать ее нравы и обычаи, стеснять ее язык, урезать права.3 Право на самоопределение означает, что нация может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверенна, и все нации равноправны. Право на самоопределение – это один из основополагающих принципов, обеспечивающий решение национального вопроса.
Это, конечно, не значит, что коммунисты будут поддерживать все и всякие обычаи, и учреждения нации. Борясь против насилия над нацией, они будут отстаивать лишь право нации самой определить свою судьбу, ведя в то же время агитацию против вредных обычаев и учреждений этой нации с тем, чтобы дать возможность трудящимся слоям данной нации освободиться от них.
За всеми нациями, входящими в состав России, должно быть признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства. Лишь признание пролетариатом права наций на отделение обеспечивает полную солидарность рабочих разных наций и способствует действительно демократическому сближению наций. Право на отделение одной нации от другой – это не лозунг, который бы призывал к отделению и обособлению. Наоборот, все нации призывают соединяться в братский союз трудящихся народов. Потому, как только сообща можно побороть эксплуатацию, буржуазию и капитализм и успешно бороться за социализм.
Вопрос о правах наций, как и сам национальный вопрос, есть не изолированный и самодовлеющий вопрос, а часть общего вопроса о пролетарской революции.
После социалистической революции на запрос советских национальных правительств об их признании российская советская власть ответила безоговорочным признанием полной независимости образовавшихся советских республик. Поступая так, советская власть следовала своей старой испытанной политике, отрицающей всякое насилие над национальностями, требующей полной свободы развития всех трудовых масс национальностей. Советская власть понимала, что только на почве взаимного доверия может возникнуть взаимное понимание, что только на почве взаимного понимания можно построить прочный нерушимый союз народов. Этим существенно отличается политика сознательного пролетариата от политики буржуазии, старающейся углубить и раздуть национальную борьбу, продолжить и обострить национальное движение.
Одним из краеугольных камней в национальном вопросе являлась культурно–национальная автономия выдвигаемая Бундом4. Она означает изъятие из ведения государства школьного дела, использование языка и т.п. и передачу его в руки своего рода национальных сеймов. Кроме того, рабочих, живущих в одной местности и даже работающих в одних и тех же предприятиях, культурно-национальная автономия искусственно размежевывает по принадлежности к той или иной «национальной культуре», т.е. усиливает связь рабочих с буржуазной культурой отдельных наций, между тем как задача коммунистов состоит в усилении интернациональной культуры всемирного пролетариата. Бунд всячески старался обособиться от национальной политики, проводимой РСДРП в начале 20 века, что не раз приводило к раздроблению, разобщению, распаду единой рабочей партии, деморализации единого рабочего движения в критические моменты, когда необходимо было полное единство трудового фронта. Культурно-национальная автономия заслуженно была раскритикована Лениным и Сталиным, так как атмосфера, которую она создавала, оказалась вредной для России.
Единственное средство против этого – организация на началах интернациональности. Сплочение на местах рабочих всех национальностей России в единые и целостные коллективы, сплочение таких коллективов в единую партию – такова задача. Интернациональный тип организации является школой товарищеских чувств, величайшей агитацией в пользу интернационализма. А что такое интернационализм?
Интернационализм (от лат. inter — между и natio — народ) — международная солидарность рабочих, трудящихся различных рас и наций. Интернационализм характеризуется: общностью положения и интересов рабочего класса различных стран, дружбой народов равноправием, взаимоуважением, всесторонним братским сотрудничеством, политической, экономической, военной и культурной взаимопомощью наций и народностей. Как и национализм, интернационализм возник в ходе развития капитализма. Но если национализм развивался как орудие буржуазии против трудящихся масс, интернационализм стал орудием пролетариата и крестьянства против буржуазии и капитала. Становление интернационализма шло в ходе освободительной борьбы всех трудящихся. Ярким его проявлением было образование 1-го Интернационала (Международное товарищество трудящихся) 1864-1876 годов. Призыв к укреплению сотрудничества трудящихся разных стран и национальностей в борьбе за освобождение от ига капитала точно выражен в лозунге: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Большой вклад в развитие интернационализма внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Вот что они говорили : «Так как положение рабочих всех стран одинаково, так как их интересы одинаковы, враги у них одни и те же, то и бороться они должны сообща», «…пренебрежительное отношение к братскому союзу, который должен существовать между рабочими разных стран и побуждать их в своей борьбе за освобождение крепко стоять друг за друга, карается общим поражением их разрозненных усилий».5 И действительно, когда рабочий класс действует разрозненно, а не сообща совместными усилиями, буржуазия давит его. Это наглядно показал процесс уничтожения СССР в результате отказа от диктатуры пролетариата и, соответственно, от принципа интернационализма. Сила пролетариата в его организации на интернационалистических началах, сплочении рабочих всех национальностей в единые коллективы, в боевые профсоюзы. Рабочий воспитывается в такой организации, дисциплинируется, ведет общую борьбу, учится. Совершенно иная картина возникает в организациях, пропитанных духом национализма.
В заключение Сталин перечисляет основные шаги для решения национального вопроса в России.
1) полная демократизация страны, как основа и условие решения национального вопроса;
-
право самоопределения наций;
-
областная автономия (Единственно верное решение – областная автономия, автономия таких определившихся единиц, как Польша, Литва, Украина, Кавказ и т. п. Преимущество областной автономии состоит, прежде всего, в том, что при ней приходится иметь дело не с фикцией без территории, а с определенным населением, живущим на определенной территории. Затем, она не межует людей по нациям, она не укрепляет национальных перегородок, – наоборот, она ломает эти перегородки и объединяет население для того, чтобы открыть дорогу для межевания другого рода, межевания по классам. Наконец, она дает возможность наилучшим образом использовать природные богатства области и развить производительные силы, не дожидаясь решений общего центра. Это функции, не присущие культурно-национальной автономии);
-
национальное равноправие во всех его видах (язык, школы и пр.) (Необходим, следовательно, общегосударственный закон, данный на основе полной демократизации страны и запрещающий все без исключения виды национальных привилегий и какое бы то ни было стеснение или ограничение прав национальных меньшинств);
-
принцип интернационального сплочения рабочих.
Почему же тема национального вопроса приобретает сегодня актуальное значение?
Уничтожение Советского Союза дало мощный толчок к обострению национализма и шовинизма в странах СНГ и в самой России. Начавшаяся волна приватизации промышленности усугубляла положение тем, что в каждой отдельной республике или субъекте владельцами крупных предприятий становились представители тех или иных национальностей. Средства производства больше не являлись достоянием трудящегося народа. Экономика полностью перешла на рыночные рельсы, а это неминуемо означало деление по национальному признаку, борьбу новоявленной буржуазии за рынок. Потому как новоиспеченный буржуй, к какой бы национальности он ни принадлежал, хочет продавать товары подороже и желательно без конкурентов. В постсоветской России во многих субъектах начали появляться множественные националистические организации, целью которых было обособление и независимость от России. Такие тенденции и движения ярко проявили себя в Чечне, что привело к трагическим последствиям для русского и чеченского народов и привело к двум чеченским войнам. Так же националистические организации проявляли себя в Башкирии, Татарстане и других республиках и субъектах РФ. Из уст членов таких объединений чаще всего были слышны обвинения в сторону русских в том, что русские не давали жить остальным национальностям на территории СССР. Со стороны русских националистов были взаимные обвинения в сторону представителей братских республик. Основным аргументом было то, что русские кормили и обеспечивали всем необходимым союзные республики. До сих пор часто слышны такие речи.
Трудящиеся различных национальностей на своей шкуре прочувствовали, что такое новоявленный капитализм, рынок, частная собственность на средства производства, безработица, обман и нищета. Буржуазная пропаганда на протяжении многих лет прививала людям эгоизм и индивидуализм, стремление к наживе любыми способами. Люди стали волками по отношению друг к другу. Пролетариату России приходится бороться за улучшение условий труда, сокращение рабочего дня, зарплату в этих условиях. Кроме того рабочий класс России не одинок. Уничтожение СССР привело к миграции рабочей силы в Россию. Чаще всего едут на заработки граждане Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и т.д. Для российской буржуазии — это дешевая рабочая сила.
Высказываясь по поводу трудовых мигрантов, множество людей, говорят, что они к нам понаехали, и из-за этого у нас маленькая зарплата. Но в реальности дело обстоит как раз наоборот. Выходцы из среднеазиатских республик едут в Россию от безысходности. На родине они почти безработные или же работают за сущие копейки. В России они могут заработать кратно больше, тем самым обеспечив себя и свои семьи. Этим пользуется российская буржуазия. Заработная плата гастарбайтера в несколько раз ниже, чем у российского рабочего той же квалификации. К этому необходимо прибавить большой разрыв в уровне образования и культуры. Буржуазия часто пользуется этим, вбивая клинья между рабочими различных национальностей. Особенно часто такое происходит на предприятиях, где существуют большие профсоюзы. Трудящимся стоит обращать пристальное внимание на подобные действия со стороны администрации и не позволять разобщить коллектив по национальному признаку. Как было сказано ранее, трудящиеся по своему положению находятся в одном состоянии: они продают свою рабочую силу капиталисту. Если они хотят правильно и эффективно бороться, то это необходимо делать совместными усилиями: русским, узбекам, таджикам, белорусами и прочим народам. Сила рабочего класса в его организованности и сплоченности. Поэтому рабочим стоит помнить о пролетарском интернационализме и лозунге: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Общая мысль в решении национального вопроса в России сегодня такая: если мы хотим решить национальный вопрос, то во главу угла необходимо ставить не сам национальный вопрос, а вопрос борьбы за социализм, вопрос освобождения от социального гнета, вопрос ликвидации эксплуатации и социального неравенства. Решая вопрос социального неравенства и уничтожения классов, деления на богатых и бедных, мы придем к решению национального вопроса. Никогда решение национального вопроса нельзя ставить выше решения вопроса социального и классового. Поэтому идеалом коммунистов и сознательных трудящихся должна быть Всемирная Советская Республика.
Антипов И.С.
МО РПР
1 И.В. Сталин «Марксизм и национально-колониальный вопрос», Партиздат ЦК ВКП(б) с.6.
2 И.В. Сталин «Марксизм и национально-колониальный вопрос», Партиздат ЦК ВКП(б) с.11.
3 И.В. Сталин «Марксизм и национально-колониальный вопрос», Партиздат ЦК ВКП(б) с.14.
4 Всероссийский союз еврейских трудящихся.
5 К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., 2 изд., т. 4, с. 373.