В предыдущей статье мы рассматривали, что такое моменты и почему части лишь у трупа.
Здесь мы рассмотрим, что такое целое.
Целое — это саморазвивающаяся система движущихся моментов. Целое есть то, что обладает самодвижением через внутренние противоречия, единство моментов, которое существует только через их различие и отрицание.
Например, завод — это не просто здания и станки, а система, где каждый цех существует только в связи с другими.
Общество — не простая сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых они находятся. Например: класс буржуазии — не просто группа богатых людей, а система собственности, власти и эксплуатации, рабочее движение — не просто набор трудовых конфликтов, а процесс, когда экономические требования переходят в революционные.
Ещё пример: на фабрике есть частное — рабочие, станки, приказы начальства. Это части. Есть целое — система, где прибыль создают за счёт 12-часовых смен и лишения рабочих части дохода путём отъёма у них прибавочной стоимости и различных вычетов из дохода.
Или — есть металлургический завод. В нём есть части: плавильные печи, рабочие, сырьё, а есть целое — цепочка, где металл превращается в прибыль акционеров, а рабочие получают копейки.
Чтобы, далее, лучше понять окружающую нас реальность с её проблемами, нужно ответить на вопрос: что такое единичное, особенное и всеобщее?
Единичное (конкретный факт): рабочий на заводе, получил травму из-за изношенного оборудования, но администрация отказалась оплачивать лечение.
Особенное (локальная закономерность): цех, где травмировались 17 рабочих из-за отсутствия ремонта станков. Рабочие написали коллективное обращение в прокуратуру с требованием проверки условий труда.
Всеобщее (системная причина)
-
Кризис системы охраны труда в российской промышленности: больше половины предприятий России экономят на безопасности, а лазейки в законодательстве позволяют работодателям избегать ответственности.
Диалектическая связь здесь в том, что единичные случаи (травмы, задержки зарплат) выявляют особенное (безнаказанность администрации на конкретных заводах), обнажают всеобщее (классовый характер эксплуатации в России).
Сторонники реформ (изменения формы) видят только единичное («помогите рабочему Иванову, спасите конкретное предприятие»). Революционеры понимают всеобщее («нужен переход к более прогрессивной общественно-экономической формации»).
Часто рабочим подсовывают так называемый метафизический взгляд на проблему. Метафизика — ошибочный подход, потому что метафизика видит только части: «Рабочий получает зарплату — всё честно». Диалектика же раскрывает целое: «Зарплата — часть системы, где труд создаёт богатство, но оно присваивается капиталистами». Целое — это живая система, которую нельзя понять через простое сложение частей, что и делают на словах при метафизическом подходе.
Метафизический взгляд — это рассмотрение явлений изолированно, вне их развития и противоречий, как нечто раз и навсегда данное. Но на деле всё постоянно движется, изменяется.
Или вот, например, говорят, что зарплата всегда будет низкой, ничего нельзя изменить, дескать «так было всегда». Это метафизика. На деле зарплата зависит от борьбы. Если посмотреть на результаты удачных забастовок, даже простых приостановок работы — после них зарплаты поднимают. Это диалектика.
Говорят «администрацию предприятия — ничем не проймёшь, никто ничего делать не будет». Это метафизика. На деле руководству платят деньги из прибыли, которую получают из труда рабочих, поэтому давление снизу, со стороны рабочих, заставляет менеджмент идти на компромиссы. Это — диалектика.
Говорят, что профсоюзы — это лишь органы контроля со стороны администрации и давно продались. Но профсоюзы бывают официальные, а бывают независимые. Чтобы создать независимый рабочий профсоюз, можно объединяться отдельно от него, а можно создавать рабочие ячейки внутри. Тогда активность профсоюзов зависит от активности самих рабочих. Это — диалектика.
Т.е. метафизике необходимо противопоставить диалектический подход:
- Анализировать конкретные условия (не «так было всегда», а «почему сейчас именно так?»).
- Видеть противоречия (администрация хочет снизить издержки, но зависит от квалифицированных кадров).
- Опираться на исторический опыт (рабочие побеждали и при царе, и в 1990-е, и сейчас).
- Действовать коллективно (один рабочий бессилен, но организованная группа — сила).
Метафизика обрекает рабочих на пассивность, диалектика — дает инструменты для борьбы.
Товарищи рабочие и все трудящиеся!
Поступайте на учёбу в Красный Университет ФРА! Можно учиться онлайн.
https://fra-mos.ru/krasnyj-universitet/
Вступайте в Рабочую партию России!
Мы выступаем за сокращение рабочего дня до 6 часов в день при повышении реального содержания зарплаты!
Программа партии:
https://www.r-p-w.ru/programma.html
Никита Александрович
Рабочая партия России, Самара












