Почему важно преподавать теорию эволюции в школе.
19 сентября помощник премьер-министра России Хучиев предложил министру просвещения Кравцову исключить из школьных учебников теорию Дарвина, которая якобы ведёт к духовному разложению детей. На следующий день его поддержал православный иерей Лукьянов. Патриарх РПЦ не поддержал эту идею [1].
Последней выступила Комиссия РАН по борьбе с лженаукой; она заявила, что знакомство с теорией Дарвина способствует «духовному разложению» не больше, чем изучение таблицы Менделеева, трёх начал термодинамики или устройства Солнечной системы, а вот отказ от преподавания теории Дарвина приведёт к увеличению научной безграмотности. [2]
Этот информационный повод был полезен для пропаганды научных знаний. Между прочим, знания тоже часть духовной жизни человека, и уже поэтому они не разлагают, а возвышают его.
Начнём с того, что Чарлз Дарвин работал не в вакууме. Его теория происхождения видов была неотъемлемой частью общего революционного скачка в развитии всего естествознания. Этот скачок связан с началом капитализма, именно тогда плоды научных открытий стали внедряться в производство не единично, а массово. Это привело к резкому повышению производительности труда и обогатило науку новыми знаниями.
В своём кругосветном путешествии Дарвин прочёл книгу Чарлза Лайеля, который в тогдашнем естествознании «плыл против течения». В то время среди европейских учёных господствовала идея, что поверхность Земли изменялась быстро и внезапно, катастрофически. Лайель же писал, что гораздо больше влияют не катаклизмы, а постоянно действующие силы (солнце, воздух и вода). Хотя медленные изменения и слабы по сравнению с быстрыми, но они продолжаются длительное время, и изменяют ландшафт. Разумеется, Лайель переоценил значение этих малых сил, но для того времени это была новая идея — именно она и помогла Дарвину прийти к идее эволюции живых организмов.
Дарвин разрабатывал теорию происхождения видов без малого 20 лет. Монография Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за существование» в 1859 году вызвала в прессе горячую полемику, причём сам Дарвин в ней вовсе не участвовал — защитников его позиции было предостаточно. Возмутил джентльменов один из главных выводов Дарвина: человек не исключение из общего правила и вместе с другими приматами произошёл от общего предка. Учение Дарвина состояло в том, что новые виды появляются путём естественного отбора и борьбы за существование. Причём тезис о борьбе пришёл к Дарвину прямиком от Мальтуса, того самого сторонника сокращения населения. В продолжение своей книги о происхождении видов он написал и отдельную книгу о происхождении человека «Происхождение человека и половой отбор». Вопреки мифам, Дарвин не отказывался от своей теории, а почти до самой смерти развивал её. [3]
На сегодняшний день теория Дарвина, а именно теория происхождения видов путём естественного отбора и борьбы за существование, наукой не отвергнута и не опровергнута. Она развивается, причём в нескольких направлениях. Благодаря палеонтологии людям теперь известно гораздо больше доказательств эволюции живой природы, чем во времена Дарвина. У нас теперь есть генетика и эмбриология, в лабораторных условиях можно воспроизвести условия древней Земли и даже доклеточную эволюцию. Различными способами учёные приходили к одной и той же истине: возникновение и изменение жизни – это естественный процесс, и он неизбежен, если для этого имеются условия.
Теория эволюции связывает воедино все области биологии. В настоящее время в ней существует два направления [4]:
-
Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм) родилась в начале XX века в результате переосмысления классического дарвинизма с позиций генетики того времени (законы Менделя, труды Вейсмана и Моргана).
-
Эпигенетическая теория эволюции, связанная с исследованием онтогенеза (индивидуального развития организмов от яйцеклетки до смерти) и изучением влияния условий обитания на изменение онтогенеза. Эта теория допускает возможность наследования приобретённых признаков, но не как в учении Ламарка, а в виде генетической ассимиляции.
Генетическая ассимиляция – это термин, введенный Конрадом Уоддингтоном. Представим себе условия в виде поверхностного трехмерного графика. Каждая точка будет показывать значение условий (температура, влажность, освещение итд). По Уоддингтону, индивидуальное развитие происходит внутри некого «канала условий», который ограничивает изменчивость условий. Сильные изменения среды и значительные внутренние возмущения способны “выбрасывать” траектории индивидуального развития за пределы канала. При этом, могут появляться измененные фенотипы, которые способны участвовать в последующем отборе. При сохранении условий, систематически приводящих к такому смещению индивидуального развития, особенности этих фенотипов через ряд поколений могут зафиксироваться отбором и генетически. Иначе говоря, отбор приводит к появлению наиболее генетически подходящих при сложившихся обстоятельствах вариантов фенотипов, у которых траектории развития соответствующим образом изменены. Популяции организмов с измененными траекториями и отличающимися генотипами продолжают существовать и в дальнейшем, когда действие возмущающих факторов прекращается. Этот механизм, приводящий к ситуации “сходные фенотипы, но отличающиеся генотипы”, Уоддингтон называл ассимиляцией генов. [5]
Приверженцы каждой теории, разумеется, доказывают, что верна их теория, а другая не верна. Ученые, которые делают обзоры на обе теории, отмечают противоречия между ними, но делают выводы, что на самом деле они друг друга дополняют. [4]
Так и просится слово «диалектически»! Дело в том, что считывание информации с ДНК на РНК не постоянно и не равномерно. Существуют молекулы, способные стимулировать, подавлять или вовсе запрещать считывание гена. И вот это регулирование как раз и может наследоваться. При этом обе теории опираются на теорию Дарвина — суть которого в том, что в формировании новых видов основную роль играет естественный отбор и борьба за существование.
У современной теории эволюции есть 3 класса доказательств [6]:
-
палеонтологические находки,
-
биохимические свидетельства (молекулярные часы),
-
«несовершенство» живых организмов.
С палеонтологическими находками, думаю, всё понятно, ведь каждый хоть раз в жизни видел их в музее. Давайте рассмотрим остальные две группы доказательств.
Биохимические доказательства теории эволюции сводятся к тому, что всё живое на Земле имеет общий генетический код. В живых организмах постоянно спонтанно возникают мутации, то есть ошибки при копировании ДНК. Возникают они с определённой скоростью; это означает, что различий между видами тем больше, чем дальше в прошлом находится их последний общий предок. Например, между человеком и рыбами различий больше, чем между человеком и шимпанзе. Но и генетические сходства людей и рыб тоже есть — это и доказывает общее происхождение.
Третья группа доказательств говорит о том, что у организмов есть «несовершенства». Например, у всех организмов встречаются рудименты – органы, которые играли важную роль у предков, но утратили свою функцию у потомков. У человека это, например, копчик, аппендикс, некоторые другие органы и особенности.
Кому-то кажется, что теория эволюции далека от повседневной жизни, от производства, но это не так. Законы эволюции сейчас используют для поиска антибиотиков и вообще для создания лекарств: например, против разных видов рака. [7] Кроме того, законы эволюции опосредованно используются в селекции сельскохозяйственных растений и животных.
Для научной картины живой природы теория эволюции подобна хребту. На ней, всё основано, потому что она позволяет понять и прошлое жизни на Земле, и место человека в живой природе, и картину нашего будущего. А заглянуть в будущее человека мы сможем, только если рассмотрим эволюцию диалектически и материалистически. Именно учение Дарвина помогло Энгельсу создать классическое определение человека. Человек – животное не простое, а общественное, трудящееся, говорящее и разумное. А сущность человека — это совокупность общественных отношений. [8]
Если отвергать общественную природу человека, то можно скатиться в биологизаторство и объяснять поступки людей инстинктами и гормонами. Подобные мыслители представляют себе, что люди будущего станут придатками всемирного компьютера, или разные классы станут разными видами навроде «элоев» и «морлоков» Герберта Уэллса.
Если же отвергать в человеке биологическое и вообще заявлять, что человек не животное, то в такой картине мира потеряется то, что человек – часть живой природы. Тогда неизбежно появление мысли, что человек уж точно кем-то сотворён, и потому не людское это дело, что-то менять в обществе.
Обе концепции «отвержения» суть мракобесие. Обе идеи разрывают связь между прошлым и будущим, а осознание этой связи важно для понимания, за что бороться каждому из нас.
С того момента, как человек стал человеком, главным фактором его эволюции стал труд. Маркс и Энгельс обобщили открытия европейских исследователей и показали нам, что труд в разные эпохи осуществлялся по-разному. Борьба за существование вынуждала человека не слепо размножаться и расселяться, а целенаправленно повышать производительность труда. Благодаря этому люди смогли создать общество и сложное хозяйство, то есть экономику. За свою историю люди создали 5 способов общественного производства: первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм.
Менялся ли человек за свою историю? Ещё как менялся! Люди всё больше учились контролировать свою жизнь, в результате труда получали всё больше знаний о себе и природе, и потому всё меньше обожествляли её. Изменятся ли люди в будущем? А это зависит от их дальнейшей борьбы. Ведь коммунизма как целого, планетарного явления ещё нет, но есть масса капиталистических стран и ряд социалистических стран, и между ними идёт борьба, кто кого одолеет. Эта борьба сегодня и есть важнейший фактор эволюции человека как вида. Будущее за активными участниками этой борьбы.
Автор статьи — Екатерина Шклавцова, кандидат биологических наук
1. Экс-премьер Чечни призвал запретить в школах теорию Дарвина https://www.rbc.ru/politics/19/09/2024/66ebf8c69a794744598b30f6 — дата обращения 29.10.2024.
2. Актуальность Дарвина. Заявление Комиссии РАН по борьбе с лженаукой при Экспертном совете РАН о преподавании теории эволюции в школах https://klnran.ru/2024/10/o-prepodavanii-teorii-jevoljucii-v-shkolah/ — дата обращения 29.10. 2024
3. Плавильщиков Н.Н. Гомункулус. очерки из истории биологии. Изд. Детгиз, Москва, 1958 г. стр. 256 — 293.
4. Поздняков А.А. Эпигенетическая теория эволюции:
предшествующие идеи, проблемы и перспективы // Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1791: 3021-3059
5. Редько В. Г. Моделирование эффектов взаимодействия между обучением и эволюцией // Журнал общей биологии 2020, том 81, № 6, с.469 — 480.
6. Доказательства эволюции для верующих и неверующих
https://elementy.ru/novosti_nauki/431268/Dokazatelstva_evolyutsii_dlya_veruyushchikh_i_neveruyushchikh — дата обращения 27.10.2024
7. Стасевич К. Как с помощью теории эволюции можно улучшать лекарства https://www.nkj.ru/news/29621/ — дата обращения 27.10.2024
8. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Москва : Государственное издательство политической литературы, 1961. – Том 20., стр. 486 — 499.