Предварительная систематизация исторического материала…
Желания нашего президента понятны и соответствуют текущей ситуации. Если коснуться предполагаемых изменений только в системе образования, то, видимо, предполагается получение результата уже к следующему поколению, исходя из опыта, полученного молодым советским правительством. Проблема только в том, что тех возможностей и того уровня понимания ситуации сейчас не наблюдается… Советское правительство располагало иными возможностями, иной идеологической платформой, иным кадровым составом, иной экономической моделью. Но, самое главное, — оно чётко видело свою задачу и осознавало необходимый и достаточный минимум мероприятий, который требовалось осуществить, — от ликвидации тотальной безграмотности, до системы преподавания учебных дисциплин, применительно к категориям возрастных групп. Обращу внимание на один важный момент. Вся современная наука как система знаний устроена иначе, чем в те времена.
В наследство от феодальной России была получена экономика товарного типа, и потребовался переходный период. Вы его знаете, как НЭП…
Как работала советская экономика и почему она была более эффективна, чем современное товарное производство. В том, что её эффективность доказана самой жизнью, можно убедиться, вспомнив, что она обеспечила победу СССР в тяжелейшем противостоянии с коллективным западом в лице гитлеровской Германии и Японии, затем быстро восстановилась, причём параллельно были освоены ядерные и космические технологии. А в Англии карточная система была отменена только в 1954-м.
Основой всякой экономики, при любых формах правления от первобытнообщинной, до империализма, является сфера материального производства. Нет производства, — нет экономики. И вот первое отличие нашей экономики от товарной – при советском производстве не было лишних наценок на конечный продукт, например, «товарной наценки», — промежуточный продукт не требовал такой, затратой процедуры — перевода продукта производства в форму товара и сопутствующие затраты, типа упаковки-распаковки, рекламные услуги и затрат на продвижение, это не только расход ресурсов, но ещё и издержки на оплату труда-времени тех, кто это делает. Промежуточный продукт проходил всю цепочку переделов сырья в полезный продукт потребления по себестоимости с простой компенсацией издержек предыдущему технологическому циклу (звену).
Для того, чтобы такое производство обеспечить, были и предназначены, — на фундаментальном уровне, — профессиональные союзы рабочих, сокращённо, профсоюзы. Обратите внимание, — профсоюз, или консолидирующий орган управления низового уровня, имел основную функцию, — правильно организовать производственный цикл на конкретном предприятии, исходя из располагаемых местных возможностей, то есть, там, где совершается производство. Профсоюз – это не только орган защиты работников, но и орган отраслевого управления.
Второй, важной функцией, являлось обеспечение подготовки персонала для производства. Именно с этого и начался «ликбез» и далее выше, по уровням требуемых компетенций.
Третьей функцией стоит обеспечение воспроизводства рабочей силы, отсюда контроль наличия качественной медицины с сетью оздоровительных и профилактических учреждений. Контроль производства качественного и безопасного спортивного инвентаря1 Контроль качества продуктов питания и всей системы общепита.
Когда производств несколько, и они расположены на одной территории, то для эффективного управления требуются Советы, в качестве органа логистического взаимодействия отраслевых звеньев-производств, расположенных на одной территории. Совет является органом территориального управления производственным циклом. Соответственно, Советы были районные, областные, и далее вверх, до Съезда Советов.
Для того, чтобы с такой системой справляться и были нужны две обязательных структуры, — Госстат и Госплан, а сверху их объединял тот самый «аппарат превентивного управления» в форме Академии наук СССР. Управление с опережением событий, превентивное управление, если понятнее говорить. Сенсорная зона – ГосСтат, эффекторная – ГосПлан. Только не искусственное, а собранное из живых людей…
Академия Наук, как орган превентивного управления.
Здесь более подробно о необходимых функциях, как пример. Эта структура, возникла в советской экономической модели, как необходимость обеспечения согласованной работы всех её подсистем. Всякое превентивное управление, начинается от сенсорно-эффекторной оболочки, машины управления, обеспечивающей возможность взаимодействия активной запоминающей среды с управляемым объёмом. В этом ракурсе, эквивалентом сенсорной части СЭГ, является ГосСтат, набирающиё в виде статистики последовательность прецедентов, как воздействий на оболочку. Эффекторная, или исполнительная функция, реализована в форме. ГосПлана, который, намного заранее заполняется ожидаемыми (планируемыми) реакциями государственной машины. Заполнение состояниями оболочки, это функции Центра Внимания, реализует Академия Наук. Работает такой комплекс так же, как работает сознание любой мыслящей единицы, известной нам из биологии. При совпадении состояний сенсорной части оболочки (структура ГосСтат) — подтверждении входящих воздействий от среды с ожидаемыми статистически, состояния эффекторной части, растормаживаются и отдаются приказы на реализацию планированных заранее мероприятий. (реакция структуры «ГосПлан») Описанные здесь функции реставрированы по косвенным признакам и пока не подтверждены фактами.
Как обеспечивалось развитие такой экономики?
Для знакомых только с товарным производством поясню, что эта часть про аналогию прибыли (дохода). Продукция распределяется по себестоимости, только с компенсацией издержек на производство и транспортировку. Конечно, если имеется выход на внешний рынок, то продукция может быть переведена в форму товара и за него может быть приобретена продукция иностранных производств. Однако, когда на внешнем рынке появляется такой «товар», то можно выставить на него любые цены, которые невозможно парировать внешним2 производителям, ибо у них там, в ценах неизбежно присутствует товарная наценка.
Второй фактор большей эффективности экономики такого типа по распределению высвобождающегося рабочего времени. Неочевидной функцией такой системы, является всестороннее развитие всех членов общества. Многие не обращают внимание на этот момент. Вся система образования, подготовки и повышения квалификации кадров ориентирована именно на это. Так же, находится под контролем профсоюзов. Главным результатом производства является сокращение времени производства за счёт внедрения технологий, позволяющих это время, сократить, которое в дальнейшем используется для повышения квалификации персонала и к станкам возвращаются уже более квалифицированные сотрудники, способные работать на более сложных станках, в более сложном технологическом цикле.
В целом понятно, что главным компонентом советской экономики сталинского периода, являются не деньги, а высвобождаемое время трудящихся, которое опосредствовано, возвращается в экономику в виде более эффективного труда. Примерно так работает каскадная генерация энергии в лазерах, когда сравнительно небольшая мощность лампы накачки, многократно проходя между зеркалами, лавинно умножается и сфокусированный пучок разрезает препятствия на его пути. Здесь, в качестве «энергии» следует понимать трудовые ресурсы, расходуемые в производстве полезного продукта
Дополнительно стоит отметить, что если не хватает рабочей силы на предприятиях реального сектора, то её можно получить посредством высвобождения из кредитной кабалы, через погашение банковских кредитов при приёме на работу требуемого специалиста за счёт оплаты предприятием его кредитной задолженности. Так было сделано в 30-е годы при Сталине, — задолженности гасились государственными предприятиями.
Как всё сломалось?
Был у нас такой Первый секретарь Никита Сергеевич Хрущёв. Непонятно по какой причине, но именно им был нанесён смертельный удар в самый фундамент этой системы. Когда я беседовал с человеком, который лично знал Хрущёва, то он сказал, что Никита Сергеевич «не настолько умён» и не мог настолько точно, единым указом такое совершить. Поэтому, есть подозрения, что его просто обманули извне, предложив список мероприятий якобы по повышению эффективности экономики. Возможно, Хрущёв, в силу своей безграмотности, просто отработал этот список, и государство получило тенденцию к возврату на рельсы товарного производства. Хрущёву достаточно было отозвать полномочия профкомов по организации производственных циклов. Дальше, вплоть до Управляющего органа — Академии Наук СССР, всё развалилось само.
Одно примечание относительно понятия «Технология». Всякая технология состоит из декларации (названия, описания) и списка инструкций, точное исполнение которых, неизбежно приведёт к декларированному результату. С ТОЙ стороны могли подкинуть список инструкций, либо вообще без декларации, либо декларация была, но с изменённым смыслом. Также список мог быть замаскирован под необходимые условия какого-либо договора. Я бы назвал ЭТО «технологической бомбой». Необдуманное исполнение таких инструкций приведёт к неожиданному результату…
Текущее состояние и реформа образовательных программ.
Фундамент советской образовательной системы лежал на более прогрессивной философии, разработанной Георгом Гегелем, который сначала очень долго наблюдал за процессом усвоения нового материала учениками гимназии, в которой работал. Параллельно, он изучал все философские системы, накопленные и известные к тому времени за две тысячи лет. В результате он создал свою систему, которая сейчас известна, как «Наука логики». Диалектической логики. Изучать её напрямую сложно, к языку надо сначала привыкнуть и понимать выводы автора уже с материалистических позиций. Диалектика – наука о противоречиях. При рассмотрении сложной проблемы, которую требуется разрешить, сначала требуется применить именно её, — её методы. Я выделил для себя, в качестве обязательной, — процедуру сведéния противоречий и оформил её в более понятный себе язык. Здесь я повторю то, что ранее пытался вам донести.
Например, имеем два изображения, являющиеся частями стереопары. Левое изображение, своим содержанием противоречит правому, — они не полностью совпадают, ибо сняты с параллаксом. Наше зрение позволяет оба этих изображения свести в единый образ, при этом, мы осознаём объём пространства, одновременно рождая дополнительное понятие — «расстояние между изображёнными объектами». Вот такое «рождение новых понятий», является, пожалуй, самым главным результатом применения этой методологии. Однако на данном примере, мы имели дело только с двумя противоречиями, причём с такими, сведéние которых у нас производится аппаратно — без напряжения сознания. Реально, при решении сложных проблем, мы имеем дело со множеством противоречий, причём намного больше двух, и связанны они не простыми зависимостями. При сведении противоречий приходится потрудиться. Так работают следователи, выстраивая фактический материал в непротиворечивые системы. Если факты достоверны, то это всегда получается. Если не достоверны, то обращайте внимание именно на причины наблюдаемой подмены. Так, последовательно разрешая противоречия, вы должны добиться выстраивания всех противоречий в непротиворечивую систему. Только после этого вы имеете право применять формальную логику. Сейчас почти вся наука и решение проблем начинается от формализации и те, кто лучше всего владеют методами формализации, считаются научными работниками. Правильно считать этих людей, знающими технологии обработки цифровых данных для превращения цифрового сырья в полезный продукт в форме упрощения процедуры осознания. При подобном подходе получаются не концептуальные решения, а сиюминутные заплатки и быстрый временный результат. Формализовать имеет смысл только системы.
Подчеркну специально: диалектический этап обязателен, ибо он позволяет осознать новые понятия, которые иначе не очевидны, как понятие пространства не очевидно тому, кто не обладает возможностями его почувствовать. Возведение научного здания без диалектического фундамента противоестественно и опасно необоснованным расходом ресурсов!
Приведу, в качестве примера, совершенно недавно случившуюся остановку проекта «Армата». Так, при старте проекта, разработки начались от формальной логики, без внимательного диалектического представления проблемы, в итоге, по мере развития, накапливались конструктивные противоречия, которые преодолеть уже не смогли. В период СССР все инженерные решения и новые задачи, использовали технологию ТРИЗ, оформленную Альтшуллером3 в Теорию Решения Инженерных Задач, которая являлась ничем иным, как диалектическим представлением проблемы в виде рекомендаций инженеру при поиске решений. Данная методология активно использовалась на западе, но в позднем СССР ею часто пренебрегали. Мне тоже интересно, — почему?
Применение диалектики.
Предлагаю пример в виде аналогии. Наше сознание формируется посредством линковки4 аналогий. Так происходит сборка новых понятий из фрагментов, ранее регистрируемых событий. Наиболее близкий пример — применение формальной логики, в которой основным результатом является получение числового значения, наблюдаемого физического процесса в зонах недоступности, — либо в пространстве (определение значения процесса), либо во времени, в последнем случае, результат называется прогнозом. То есть формальная логика предназначена для ликвидации только одного противоречия, для чего используются уравнения. Диалектика работает не с числами, а с прецедентами противоречий, причём не с одним, а с несколькими, и результатом решения является балансировка (сведéние) всех противоречий в виде единой непротиворечивой системы. Для разрешения таких задач природой сформирована наша система восприятия. Так работает наше сознание. Для объединения противоречащих друг другу фактов необходимо переключение внимания на детали, наблюдаемого. Именно поэтому, наша СЭГ5 имеет такой «странный» характер. Покажу, — на примере зрительного канала восприятия, — мы знаем о наличии размытой периферии и чёткого центра поля чувствительности. Подобным образом устроена вся оболочка, разбитая по каналам восприятия для разных типов взаимодействия с внешней средой. Не только сенсорная часть так устроена. Эффекторная зона, также, имеет размытую периферию, для перемещения крупных объектов и для операций с мелкими, — например, на кончиках пальцев (на концах щупалец). Центр внимания только один и совмещается с центром поля чувствительности или с центром поля действия, конкретного канала восприятия, производя прецизионные операции в управляемой внешней среде. Для того, чтобы так работать и необходимы два режима Центра Внимания.
1. Активный режим, позволяет накапливать фактические состояния оболочки, посредством саккад (переключений) центра внимания между непрогнозируемыми состояниями оболочки, порождая фрагментарную последовательность линков.
2. Второй режим, называемый «релаксацией», основная задача которого, заключается в причинно-следственной «склейке» полученных фрагментов.
Сразу поясню, почему этот режим вынесен на период релаксации… Режим очень энергетически ёмкий и если его применять в активный период, то в силу особенностей реализации нашего сознания, которое имеет биологическую основу, затраты компенсируются повышенной поставкой ресурсов, именно для обеспечения саккад, даже в том случае, когда сборка фрагментов осуществляется в информационном пространстве АЗС6, из-за чего, нашему мозгу потребуется повышение кровяного давления. С чем связано и утомление при умственной работе. Если этот режим применять в условиях прогнозируемости состояний оболочки7, — такое тоже возможно, когда вы находитесь в привычной обстановке и ничего не отвлекает, то можете попытаться «решить» накопившиеся проблемы с «открытыми глазами», без подавления эффекторной зоны оболочки… Однако, вам может не хватить ресурсов для причинно-следственного поиска противоречий или наступит крайнее переутомление. Кровеносная система, конечно попытается обеспечить питание, но не забывайте, что варикоз возможен не только на сосудах ног… При сложных проблемах не пренебрегайте гигиеной мышления и переносите их сведение на период релаксации. Я не просто так обозначил этот режим ЦВ словом «релаксация».
«Троцкизм» в науке
Иначе этот феномен мне назвать не удаётся. Для троцкизма вообще,— характерно отвлечение производительных сил противника на мало опасные, не основные проблемы, которые не позволяют ему достичь реальной цели, осуществление, которой опасно для атакуемого. Иначе это ещё можно называть саботаж. Но в нашей ситуации, преследуется ещё одна цель, это обманом заставить используемые ресурсы врага, чтобы они приносили пользу тому, кто является субъектом атаки. Обратите внимание на всю систему «Skill Factory». Она не так проста, как кажется снаружи. Вы видите только выпирающие внешнее проявление, — получение новых знаний и трудоустройство выпускников… А того, кто этим, в первую очередь, способен воспользоваться, вы не видите. Ранее, парой строчек, я намекал на это, отметив разрекламированную концепцию построения ИИ. Не отрицаю, она даёт результаты. Но меня привлекло именно то, что когда-то сам изучал и отверг, как тупиковую ветвь, после неё возникли более перспективные решения, например, предложенные Джеффом Хоккинсом, — создателем корпорации «NUMTENTA». Не стану вдаваться в подробности, но тем, кто идёт параллельно и разрешает одинаковые противоречия, всегда понятны причины задержек в развитии концепции и причины того, почему развитие приостанавливается, потом резко меняет направление. Мне удалось пройти дальше и получить решение той задачи, которую я изначально перед собой ставил. Вы называете её «сильным искусственным интеллектом8». Название в корне неудачное и порождено именно по причине формального подхода при постановке цели и задачи исследований. В итоге, тенденция развития цивилизации направляется в так называемый «цифровой тупик», когда прогресс останавливается, улучшение морфологии сознания новых поколений тормозится, — новые поколения будут предпочитать цифровую виртуальность реальному миру.
Современные исследователи работают на внешних языках, в понятном им формализме, используя рабочие среды, создаваемые на западе. результаты их трудов легко адаптируются к проблемам нашего противника, не важно, на чьей территории и за счёт чьих материальных ресурсов они были получены. Используемые разработчики уже ментально чужие, даже, несмотря на то, что пока находятся среди нас и разговаривают на нашем языке.
Чтобы понять сущность явления, приведу пример с попыткой решить проблему создания «Искусственного интеллекта». Основной упор современниками сделан на формализации проблемы. Исследователям кажется, что разбиение задачи на фрагменты в виде алгоритмов приведут к общему решению. Этот путь уже проходили в Японии, с начала 1970-х, причём скрупулёзно и долго, получив в итоге отлаженные «элементы искусственного интеллекта (алгоритмы)», которые в систему, так собрать и не смогли… Такие методы позволят из реализованных алгоритмов собрать подобие «Франкенштейна», но не комплексное разрешение проблемы интеллектуального контроля физического проостранства. Само понятие «интеллект» не формализуемо в принципе, ибо по смысловому значению, соответствует относительному понятию и всегда предполагает наличие наблюдателя, относительно которого даются характерные признаки наблюдаемого. С другой стороны, можно использовать понятие «сознание», наличие которого вполне наблюдаемо и может быть регистрируемым со стороны любого наблюдателя, проявлением саккад ЦВ9.
Вывод. Или, как всё исправить.
В принципе, — просто. Была бы политическая воля да административный ресурс. Достаточно провести три необходимых мероприятия.
Первое. Для экономики. Развить Союзы профессиональных рабочих, отбирая в них в том числе, специалистов соответствующих компетенций для обеспечения функционирования технологических звеньев (производственных циклов) предприятий. Наделить полученные организации возможностями участия в исполнительной власти, тогда все остальные функции легче восстановить по мере решения возникающих проблем.
Второе. Для образования и науки. В образовательных программах сделать упор не на формальную логику, а на диалектическую10. Для этого важно восстановить или создать заново, методики преподавания диалектической логики для всех возрастных групп.
Третье. Освоить и внедрить технологию превентивного (опережающего) управления физическими параметрами везде, где до этого применялось управление по обратной связи (управление по событию — с запаздыванием реакции контура управления). Последнее потребует переосмысления11 всей Теории Автоматического Управления.
Вот и всё. Три этих мероприятия позволят решить проблемы, поднятые президентом при обращении к Федеральному собранию.
Если по третьему пункту не всё понятно, то повторю, что такой тип управления не должен пугать. Это всего лишь технология создания машин для решения диалектических задач. Мы же применяем машины для решения задач формальной логики, называя их вычислительными. Да, превентивное управление формирует искусственное сознание, наличие которого требуется для разрешения противоречий, посредством саккад Центра Внимания. Биологический прототип (человеческое сознание) не выдержит разрешения множества противоречий (аналог системы уравнений формальной логики). При сведении всех осознанных противоречий может не хватить его ресурсов. Поэтому полнота решения таких задач, будет под вопросом, — что-нибудь упустим. Именно поэтому многие задачи придётся делегировать машинам специализированного профиля. Также, это связано с подготовкой и специализацией устройства. Создание нового человеческого сознания занимает 9 месяцев, специализация от 20 лет и более. Тиражирование невозможно. В случае искусственных носителей создание таких машин унифицируемо, а тиражирование опыта и компетенций сводится к репликации файлов из модулей12 АЗС. При этом, утрата или поломка таких устройств не настолько критична и легко компенсируется.
Григорий Львов
1 Если взять тогда в руки любое из спортивных изделий, то на них, признаком такого соответствия, стоит маркировка «ВЦСПС».
2 Тем, у которых производство товарного типа.
3 Альтшуллер Генрих Саулович разработчик ТРИЗ — теории решения изобретательских задач, основанной на процедурах сведения диалектических противоречий, возникающих при решении инженерных задач.
4 Установка связей (ссылок)
5 Сенсорно-Эффекторная Группа.
6 АЗС — активная запоминающая среда. Упомянутое «информационное пространство», — правильнее называть «инфор-континуумом», ибо оно формируется их прецедентов состояний оболочки СЭГ. Для адекватного понимания, последний момент важен.
7 В период бодрствования.
8 Понятие «интеллект» не может быть формализовано именно, в рамках формальной логики, ибо является не абсолютным, а относительным и применимо только в качестве сравнительной характеристики, в зависимости от возможностей восприятия наблюдателя. В отличие от понятия «сознание», когда сознательная реакция управляющей машины вполне наблюдаема и может быть подтверждена, хотя бы, наличием центра внимания, при регистрации переключения саккад в процессе идентификации воздействий устройства, направленных на стабилизацию зоны комфортности вокруг.
9 ЦВ — Центр Внимания. В данном примере, саккады центра внимания легко обнаруживаются при наблюдении за реакцией вашего собеседника, когда он переключает своё внимание в процессе отслеживания вашей с ним беседы, изменениями направления взгляда или переключением между зрительными, звуковыми, тактильными, каналами восприятия.
10 За основу учебников возьмите издание Гегель «Наука логики» под редакцией проф. Попова М. В.
11 Подчеркну, — не изменения, а именно переосмысления, вся математика останется прежней.
12 Уровней опознавания Активной Запоминающей Среды.